Взаимодействие детей в группе сверстников носит социальный характер, по-разному влияя на становление личности ребенка. По сути это микросреда, определяющая направление и характер изменений внутреннего мира ребенка, наряду со взрослым окружением. В подобных условиях педагог как взаимодействует в качестве субъекта с ребенком (группой детей), так и оказывает непосредственное влияние на процесс их совместной деятельности и общения друг с другом. Несмотря на это он призван выполнять педагогическую функцию: и как участники, и как посредник.
В ходе реформирования системы образования, большая роль уделяется понятию педагогического взаимодействия, его психолого-педагогические аспекты рассматриваются в качестве новой области исследования.
Подходы к определению и становлению педагогического взаимодействия различны. В настоящий момент существует две точки зрения на процесс педагогического взаимодействия.
По мнению одних, взаимодействие педагога и ребенка строится на взаимосвязи их деятельности, следовательно, основным, базовым понятием в данной теории является понятие «деятельность» (в том числе, и совместная).
Другие говорят о том, что результат взаимодействия между ребенком и педагогом зависит не только от деятельности, но еще и от индивидуальных особенностей участников данного взаимодействия.
Несмотря на некоторые различия подходов, следует отметить, что основой педагогического взаимодействия является педагогической общение.
Общение – одна из ведущих категорий педагогики. Общение со взрослыми является главным фактором психического развития ребенка, формирующее его личность в целом. В этом общении происходит приобщение ребенка к социальному опыту человечества. Некоторые психологи определяют общение как словесного и несловесного взаимодействия, в котором закрепляются и развиваются межличностные отношения.
Определенную роль в деятельности педагога играет его готовность к общению. В этом плане важно отметить такие его качества, как общительность и спонтанность.
Общительность – сильно развитое, устойчивое стремление к контакту с людьми, которое сочетается с быстротой становления контакта. Спонтанность – умение воспринимать и видеть мир таким, как он есть в данный конкретный момент.
Для оптимального педагогического общения педагогу необходимо уметь:
- управлять своим поведением;
- наблюдать, переключать внимание;
- иметь способность к социальной перцепции (так называемому «чтению по лицу»);
- понимать психическое состояние воспитанника, обучающегося по внешним признакам;
- «подавать» себя в общении с воспитанником, обучающимся (самопрезентация);
- владеть речевым (вербальным) и неречевым (невербальным) контактом с воспитанником, обучающимся;
- владеть гностическими умениями (познание);
- владеть аттракцией (сделать себя приятным в общении).
Читать дальше