Для обеспечения эффективной деятельности в современных условиях необходимо уметь реально оценивать финансово-экономическое состояние своей фирмы, а также состояние деловой активности партнеров и конкурентов.
Для этого необходимо:
• овладеть методикой оценки финансово-экономического состояния предприятия;
• использовать методы сбора, обработки, интерпретации финансовой информации;
• привлекать специалистов-аналитиков, способных реализовать данную методику на практике.
Финансовое состояние – комплексное понятие, которое зависит от многих факторов и характеризуется системой показателей, отражающих наличие и размещение средств, реальные и потенциальные финансовые возможности.
Основными показателями, характеризующими финансовое состояние фирмы, являются: обеспеченность собственными оборотными средствами и их сохранность; состояние нормируемых запасов материальных ценностей; эффективность использования банковского кредита и его материальное обеспечение; оценка устойчивости платежеспособности фирмы. Анализ факторов, определяющих финансовое состояние, способствует выявлению резервов и росту эффективности производства.
Финансовое состояние зависит от всех сторон деятельности фирмы: от выполнения производственных заданий, снижения себестоимости продукции и увеличения прибыли, роста эффективности производства, а также от факторов, действующих в сфере обращения и связанных с организацией оборота товарных и денежных фондов улучшения взаимосвязей с поставщиками сырья и материалов, покупателями продукции, совершенствования процессов реализации и расчетов. При анализе необходимо выявить причины неустойчивого состояния фирмы и наметить пути его улучшения (устранения).
Сами фирмы проводят анализ своей работы для улучшения показателей своей деятельности: производительности труда, численного состава работающих, средней заработной платы, использования оборудования, текучести рабочей силы, подготовки кадров, использования ресурсов, показателей финансовой устойчивости, ликвидности и др.
Источниками анализа являются стандартные формы статистической и бухгалтерской отчетности.
Методы экономического анализа отличаются большим разнообразием, но для них характерны следующие общие черты: оценка деятельности фирмы с позиции роста эффективности производства, определение влияния отдельных факторов на конечные результаты деятельности.
Классическими методами анализа являются наблюдение, сравнение, детализация, подстановки, корреляция, экономико-математические методы анализа и др.
По времени анализ бывает ежедневный, месячный, квартальный, годовой. При ежедневном анализе ограничиваются данными цехов, которые представляются в экономический отдел или бухгалтерию без письменной текстовой формы. Это ежедневные основные показатели работы цехов: выполнение программы, коэффициент использования оборудования, коэффициент сменности, численный состав, текучесть кадров, потери рабочего времени, выполнение норм выработки, себестоимость, отгрузка продукции и пр.
При месячных и годовых анализах составляются текстовые документы, объяснительные записки, доклады, заключения. В предложениях указываются пути и сроки устранения имеющихся недостатков в работе и конкретные мероприятия, обеспечивающие повышение эффективности производства.
Финансово-экономическое состояние – важнейший критерий деловой активности и надежности фирмы, определяющий её конкурентоспособность и потенциал в эффективной реализации экономических интересов всех участников хозяйственной деятельности. Оно характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источников их формирования (собственного капитала и обязательств, т.е. пассивов). Основная цель анализа – выявление наиболее сложных проблем управления фирмы в целом и её финансовыми ресурсами в частности.
Главными задачами анализа финансово-экономического состояния являются правильные оценки начального финансового положения и динамики его дальнейшего развития, что складывается из следующих этапов:
1) определении финансово-экономического положения;
2) изменений финансово-экономического состояния в пространственно-временном разрезе;
3) основных факторов, вызвавших изменения в финансово-экономическом состоянии;
4) внутрихозяйственных резервов укрепления финансового положения.
Стратегические задачи финансовой политики предприятия следующие:
• максимизация прибыли предприятия;
• оптимизация структуры капитала и обеспечение его финансовой устойчивости;
• обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
• достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятия для собственников, инвесторов, кредиторов;
• создание эффективного механизма управления предприятием и др.