Изучению проблемы профессиональной компетенции посвящено множество трудов отечественных и зарубежных психологов, поскольку компетентность представляет собой необходимое условие профессионализма и деятельности личности.
Существуют разнообразные подходы к трактовке данного понятия, потому что зачастую речь ведется о разнообразных видах компетенции: профессиональной, психологической, социальной, коммуникативной.
Так, проводя психолого-акмеологические исследования, А. А. Бодалев, А.Г. Ананьев, В. Н. Мясищев говорили о том, что компетентность – обладание знаниями, которые позволяют судить и высказывать собственное мнение о чем-либо. Следовательно, компетентный человек – это тот, который обладает способностью или знаниями в определенной области, благодаря которым он может давать оценку различным действиям, решать различные вопросы, входящие в круг его знаний.
Следует отметить, что подобное понимание компетенции стало основным, базисным, от которого отталкивались представители различных наук и течений.
Компетентность в психолого-акмеологических исследованиях рассматривается на уровне общего, единичного и особенного – данный факт свидетельствует о том, что сохранен методологический принцип научного знания. На уровне общего «компетентность» является обобщающей категорией, на уровне особенного – изучаются специальные ее виды, отличительная особенность которых – специфика профессиональной деятельности или содержание.
Говоря о профессиональной компетенции, как некой обобщающей категории на уровне особенного, следует отметить, что под данным термином понимается высокий уровень специальных профессиональных знаний, овладение разными сферами профессиональной деятельности, понимание проблем, возникающих в ходе осуществления той или иной работы, деловая надежность. Она связана с профессиональной эрудицией, опытом, который приобретаются в ходе получения образования (базового или дополнительного профессионального), с овладениями умениями и навыками в практической деятельности.
Профессиональная компетентность может включать в себя и другие виды компетенции, которые выступают в роли ее составляющей (личностные, психологические, социальные).
Читать дальше