Дошкольное детство – очень важный период в жизни ребенка. В это время в сознании ребенка закладываются основные понятия и ценности. Для становления знаний об окружающей среде в детских школьных учреждениях проводятся различные занятия. Одной из особых форм таких занятий является экскурсия.
Читать дальше
1. Определение экскурсии как особой формы занятия в ДОУ
Экскурсия – важная форма организации обучения в детском саду. Экскурсии представляют собой особый вид занятий, ко¬торые дают возможность в естественной обстановке зна¬комить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых.
Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Во время экскурсий дошкольни¬ки начинают познавать мир во всем его многообразии, раз¬витии, наблюдают взаимную связь явлений.
Цель – развитие познавательного интереса детей к окружающему миру. Авторы программы «Радуга», по которой работают большинство детских дошкольных учреждений нашей страны, предлагают экскурсии вводить в образовательный процесс со второй младшей группы. В основном это экскурсии внутри детского сада. Это знакомство с профессиями сотрудников детского сада: методист, повар, прачка, медсестра. Со средней группы меняются темы: экскурсии на почту, магазин, в природу, на сельскохозяйственные объекты. Это ознакомление с объектами ближайшего окружения и проводятся за пределами детского сада. В старшей и подготовительной группах темы экскурсий разрабатываются самостоятельно.
Учет краеведческого принципа и принципа сезонности при разработке плана и содержания экскурсий обеспечивает наглядность и повторность восприятия учебного материала, постепенное услож¬нение знаний в соответствии с особенностями детского мышления, создает благоприятные условия для развития познавательных интересов.
В каждом дошкольном учреждении определяют объек¬ты природы, труда, общественные и культурные заведения, ознакомление с которыми целесообразно осуществлять на экскурсиях. Описание маршрутов экскурсий находится в методическом кабинете дошкольного учреждения.
По характеру решаемых педагогических задач в программе «Радуга» выделяют четыре разновидности экскурсии.
Читать дальше
Экскурсия как форма занятия в детском дошкольном учреждении имеет большое значение в формировании и развитии знаний детей об окружающей среде. Многолетняя практика дошкольного образования показывает, что благодаря экскурсиям дети дошкольного возраста учатся быть наблюдательными и самостоятельными, развиваются их мышление, воображение, память, внимание, восприятие окружающего мира.
Кроме того, использование на экскурсиях различных приемов и методов способствует активации их словарного запаса и развитию связной устной речи.
Читать дальше
1. Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы. – М.: Турист, 2004. – 96 с.
2. Маневцова Л. М. Листок на ладони. - СПб.: Детство-Пресс, 2004г.
3. Мир природы и ребёнок/под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: Изд-во «Акцидент», 1998г.
4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: Академия, 2001г.
Читать дальше