В условиях становления в России демократического правового государства невозможно переоценить значение института выборов. Закрепив понятие народного суверенитета, Конституция Российской Федерации возводит выборы наравне с референдумом в узаконенную форму прямого народного волеизъявления . Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и местного самоуправления и тем самым реализуют конституционное право на участие в управлении делами государства.
Читать дальше
Важной характеристикой политического режима является наличие избирательной системы. И хотя сама по себе избирательная система не может существенно повлиять на функционирование политического режима, но ее значение огромно. Раскрывая механизм формирования властных структур в обществе, мы получаем возможность определить методы, средства и направления их деятельности, т. е. методы осуществления власти. Что и составляет содержание политического режима.
Кроме того, отмечая неизбежность перехода общества к демократии, необходимо помнить, что в связи с этим возрастает и значение выборов.
Избирательная система — это совокупность правил и приемов, обеспечивающих определенный тип организации власти, участие общества в формировании представительных властных органов, выражение воли той части населения, которая по законодательству считается достаточной для признания результатов выборов легитимными.
Наиболее распространенными в современных условиях являются мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы.
Мажоритарная избирательная система означает, что избранным считается кандидат, собравший больше половины голосов (50 %-И голос), абсолютное большинство или собравший большее количество голосов, чем каждый из его противников в отдельности (относительное большинство).
Главным достоинством этой системы является создание стабильного правительства, имеющего надежное большинство в парламенте.
Читать дальше
На территории Российской Федерации создаются и функционируют два уровня органов государственной власти: федеральный и региональный, а также органы местного самоуправления, которые согласно Конституции РФ и действующему законодательству, либо избираются, либо назначаются. На федеральном уровне прямым способом избирается глава государства - Президент и одна палата Федерального Собрания - Государственная Дума.
На региональном уровне при помощи выборов формируются законодательный (представительный) и исполнительный органы государственной власти, возможность существования которых предусматривается законодательством соответствующего субъекта.
В настоящее время посредством выборов формируются следующие органы государственной власти субъектов федерации:
законодательные (представительные)
однопалатные (Народное собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской республики, областная Дума Читинской области);
двухпалатные (Парламент Кабардино-Балкарской Республики, Государственный Совет - Хасс - Парламент Республики Адыгея Законодательное собрание Свердловской области);
Конституционные Собрания (в Республике Мордовия, в республике Марий Эл и других).
Читать дальше
Законодательство о выборах в субъектах федерации находится в состоянии совершенствования. В настоящее время в 88 субъектах РФ, за исключением Чеченской Республики, имеются законы о выборах депутатов государственной власти субъектов РФ, в 87 (кроме Республики Дагестан и Чеченской Республики) - законы о выборах высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти).
Региональное избирательное законодательство выступает в качестве подотрасли конституционного законодательства и состоит из отдельных институтов. Его отличает ряд особенностей по сравнению с законодательством других отраслей.
К числу источников регионального избирательного права относятся законы субъектов, регулирующие порядок избрания депутатов соответствующих органов государственной власти, высших должностных лиц и т.д., которые в разных субъектах делятся на кодексы и законы. В Коми- Пермяцком автономном округе наряду с Избирательным кодексом были приняты законы о выборах главы администрации, депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти автономного округа.
Читать дальше
1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С. 784-375.
2. Безруков А.В. Реформирование избирательной системы при проведении парламентских выборов в России // «Конституционное и муниципальное право», 2007, № 23.
3. Белов С. А. Избирательная система как правовой институт. М., 2007. С. 120-121.
4. Белоносовский В. Избирательное право. М., 2007. С. 352.
5. Борисов И. Гамма демократии. Современная избирательная система Российской Федерации. М., 2007. С. 32.
6. Выдрин И. В. Избирательное право Российской Федерации. М., 2007. С. 240.
7. Лучин В. О., Белоновский В. Н., Пряхина Т. М. Избирательное право России. М., 2008. С. 672.
8. Шевчук Д. А. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. М., 2007. С. 384.
Читать дальше