Исследование рефлексивности мышления
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
«Изучение быстроты мышления»: определить
темп выполнения ориентировочных и операционных компонентов мышления.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ.
Практическое исследование было проведено в 4 классе МОУ « НАЗВАНИЕ СОШ. Самыми авторитетными детьми в классе являются Татьяна С., Александр Т. Авторитет их основан на большей эрудиции среди других учеников и наличием у них организаторских способностей при проведении различных конкурсов, соревнований и игр, в которых они принимают активное участие. Принимают решения на равных, соперничества между ними нет. Дружба их объединяет с начальных классов в случае необходимости, готовы помочь
друг другу. Пользуются авторитетом, как среди мальчиков, так и среди девочек. Один ученик в классе отвергнут ребятами, это – Мурат А.. Он попали в число отвергаемых из-за трудностей в освоении учебного материала. Возможно, родители уделяли внимание преимущественно формированию у них практических навыков, усвоению правил поведения с окружающими, но не стимулировали познавательные интересы.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ ИЛИ ИСПЫТУЕМОГО
В 4 классе 7 учеников, из них 2 девочки и 5 мальчиков. Класс сформировался в 2008 году.
ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ
Ученику предлагаются анаграммы, т.е. слова, полученные путем перестановки входящих в них букв, которые необходимо восстановить. Время фиксируется
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
За каждое слово выставляется один балл, по количеству набранных баллов выявляется скорость мышления и подвижность нервных процессов. Менее 20 – низкая быстрота и подвижность нервных процессов.
21-30 – средняя быстрота и подвижность нервных процессов.
31 слово и более – высокая быстрота и подвижность нервных процессов.
Данные, полученные в ходе обследования детей экспериментального класса, представлены в таблице 1
Читать дальше
1. Аргинская И.И. Математика: учебник / И.И. Аргинская – Самара.: Дом Федорова, 2006 – 64с.
2. Артемов А.К. Приемы организации развивающего обучения / А.К. Артемов // Начальная школа. - 1995. - №3. - С.35-39.
3. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова -М.: Просвещение, 1984. – 96 с.
4. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение/ А.В. Брушлинский – М.: Знание, 1983. – 96 с.
5. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение /А.В. Брушлинский – М.: Институт практической психологии, Воронеж НПО и МО-ДЭК, 1996. – 392 с.
6. Венгер Л.А. Педагогика способностей / Л.А. Венгер – М.: Знание, 1973. – 117 с.
7. Веккер Л. М. Психические процессы. В 3 т. Т.3, – СПб.: Изд-во Ленинградсткого университета, 1981. – 325 с.
8. Вопросы психологии способностей: сборник статей/под ред. Крутецкого В.А. – М.: Педагогика, 1973. – 216 с.
9. Волкова С. И., Столярова Н. Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики / С.И. Волкова, Н.И. Столярова – М: Просвещение, 1995.- 79 с.
10. Выготский Л. С. Психология / Л.С. Выготский – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008 с.
11. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В 2 т. Т 2. Исследование мышления в советской психологии. – М.: Просвещение, 1966. – 446 с.
12. Гудвин Дж. Исследование в психологии / Дж. Гудвин – СПб.: Питер, 2004. – 558 с.
13. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников. 90/ К.М. Гуревич – М.: Просвещение, 1988. – 176 с.
14. Детская практическая психология / ред. Богдана Н. Н. – Владивосток: Издво ВГУЭС, 2003. – 116 с.
15. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика: учебник / Г.В. Дорофеев, Л.Г.
16. Петерсон – М.: Ювента, 2004. – 240с.
17. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: учеб. пособие для студ.вузов / В.Н. Дружинин – СПб.: Питер, 2003. – 319 с.
18. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников / А.З, Зак – М.: Наука, 1984. – 220 с.
19. Захарченко О.А. Открытый урок по теме: «Доли» / О.А. Захарченко // Начальная школа, - 2005. - №6. – 56 с.
Читать дальше