Проблемы сохранения и укрепления здоровья ребёнка в современном обществе стали занимать всё более приоритетные позиции. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РБ физиологически зрелыми рождаются 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет 10%. Наряду с увеличением у детей хронический заболеваний костно-мышечной системы растёт количество детей низкого роста, с дефицитом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту, с функциональными отклонениями в состоянии здоровья детей. Одной из причин снижения уровня здоровья детей является уделение недостаточного внимания вопросам их физического воспитания и физической подготовленности. Неблагоприятная экологическая обстановка, нерациональная организация питания, учёбы, отдыха, ограниченные возможности для занятий физической культурой и спортом, низкая двигательная активность привели к ухудшению состояния здоровья детей и подростков.
Цель исследования – изучение особенностей формирования здорового образа жизни воспитанников.
Объект исследования – представления о здоровом образе жизни у воспитанников.
Предмет исследования – процесс формирования здорового образа жизни воспитанников
Для достижения цели необходимо решить задачи:
1. Изучить теоретические основы процесса формирования здорового образа жизни у воспитанников.
2. Выявить возрастные особенности формирования здорового образа жизни.
Читать дальше
Актуальность проблемы здорового образа жизни детей школьного возраста многогранна и неисчерпаема. В литературе имеется достаточно материалов, подтверждающих гипотезу о том, что ключевые факторы, определяющие состояние здоровья школьников, находящихся чаще всего вне сектора здравоохранения и что особую важность имеют условия, формирующие образ жизни учащихся.
Вряд ли может вызвать сомнение и тот факт, что массовое распространение здорового образа жизни во всех когортах населения одновременно, а особенно у детей школьного возраста, будет являться мощной оздоровительной системой в сохранении и укреплении здоровья всей нации.
Здоровье – это нервная и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.
Здоровый образ жизни является неотъемлемой частью гуманитарной культуры учащихся, отражая богатство его духовного мира, жизненных целей и ценностных ориентаций.
Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливание и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющей до глубокой старости сохранять нравственное (социальное), психическое и физическое здоровье.
Читать дальше
Современному человеку в условиях интенсивного развития науки и техники, помимо высокого уровня профессионального мастерства, общеобразовательной и специальной подготовки, необходимо крепкое здоровье. Проведённые наблюдения подтверждают, что в современном цивилизационном мире малая подвижность (гиподинамия) является причиной перенапряжений нервной системы, нарушений обмена веществ, ожирения, болезней коронарной системы. Исследования убедительно показывают, что выходом из этой катастрофы является здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это жизнь в соответствии с законами природы и общества или жизнь в соответствии с биологическими и нравственными нормами. Основное правило ЗОЖ: ничто не должно мешать естественному обновлению организма, а образ жизни должен способствовать его правильному росту и развитию. Для более успешного осуществления этого правила на помощь приходят слагаемые здорового образа жизни. К ним относятся оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, закаливание, отказ от вредных привычек.
Оптимальный двигательный режим – это регулярные занятия физической культурой и спортом и правильное распределение активного и пассивного отдыха. Оптимальный двигательный режим – обязательная составная часть общего распорядка школьника. Очень важно выработать сознательную и ежедневную потребность в физических упражнениях как потребность в работе, еде, сне. Люди давно знают о пользе движений. Это можно подтвердить мудрыми словами, высеченными на скале в древней Элладе: «Если хочешь быть сильным – бегай! Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть умным – бегай!».
Читать дальше
Сегодня в различных регионах России появляется новый тип общеобразовательных учреждений – «Школы здоровья». В них активно внедряются здоровьесберегающие технологии обучения, организуется служба медико-валеологического сопровождения учащихся, а также проводится воспитательная работа по формированию здорового образа жизни у детей и подростков. Как показывает практика, большое место в инновационной деятельности «школ здоровья» занимают технологии средового подхода – методы, направленные на создание не только оздоровительной, комфортной для учащихся и учителей среды, но и превращения ее в ведущий фактор формирования культуры здоровья. Каким же образом можно достичь этого. Хорошо известно, что среда жизнедеятельности ребенка, в которой развивается его личность, во многом определяет его образ жизни. «Трофика» среды задает «рацион» потребностей и способов их удовлетворения, влияя на формирование интересов, вкусов, нравов, стереотипов поведения растущего человека. Именно эмоционально-нравственный опыт ребенка по освоению среды ложится в основу его ценностной ориентации. Обеспечивая материальные и духовные условия для самореализации личности, среда также может влиять на процессы самоопределения подростка. Получается, что образовательная среда, обогащенная многообразными «нишами» со свойственной им трофикой, предоставляет широкие возможности для проявления способностей и удовлетворения интересов практически всех учащихся. А для того, чтобы образование еще и шло на здоровье, при проектировании среды важно предусмотреть, насколько гармонично сочетаются в ней условия для реализации как биологических, так и социально-духовных потребностей детей. Ведь здоровье имеет комплексную структуру, и его состояние в равной мере взаимосвязано с успешностью как психофизиологического, так и социально-личностного развития учеников.
Читать дальше
Таким образом, подводя итог нашей работы, хочется отметить, что всё-таки есть средство, которое при правильном использовании помогает сохранить и укрепить организм школьника, это не то чудо, которое предлагают работники медицинских учреждений – таблетка; оно называется – физическая культура. Сегодня мы с вами убедились на примерах, что систематические занятия физическими упражнениями оказывают благотворное влияние на организм ребёнка, содействуют правильному физическому развитию, повышению уровня физической подготовленности, всестороннему гармоническому развитию личности. В связи с вышеизложенным, делаем вывод, что нужно систематически заниматься физическими упражнениями, не забывать про принципы – систематичность, последовательность, от простого к сложному, от известного к неизвестному; использовать различные методики оздоровления, закаливаться, ходить больше босиком, чаще дышать свежим воздухом и др.
Читать дальше
1. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Т.С.Комарова. – М. : Академический Проект, 2005. – 240 с.
2. Венгер, Л.А. Психология: учебник для вузов / Л.А.Венгер, В.С.Мухина. – М. : Академия, 2007. – 446 с.
3. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. – С. 5 - 9.
4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. – Т.4 / Л.С.Выготский. – М. : Педагогика, 1984. – 213 с.
5. Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец. – М. : Просвещение, 1978. – 240 с.
6. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: программа и программные требования / Л.Д.Глазырина. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 365 с.
7. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В.В.Давыдов. – М.: Просвещение, 1992. – 342 с.
8. Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. – С. 63.
Читать дальше