Какие этапы можно выделить в процессе управления финансовыми рисками?
Управление финансовыми рисками является немаловажным в процессе управления предприятием.
Управление финансовыми рисками предприятия рассматривается в качестве системы принципов и методов построения и осуществления рисковых финансовых решений, которые обеспечивают полную оценку разных видов финансовых рисков и уменьшение их существующих негативных финансовых последствий.
Основной целью управления финансовыми рисками считается организация финансовой безопасности предприятия в процессе его развития и предотвращение возможного уменьшения его рыночной стоимости.
В ходе осуществления своей основной цели управление финансовыми рисками предприятия сосредоточено на решение следующих основных задач:
Определение областей повышенного риска финансовой деятельности предприятия, которые формируют угрозу его финансовой безопасности.
Полная объективная оценка возможности наступления определенных рисковых событий и связанных с ними существующих финансовых потерь.
Организация минимизации степени финансового риска по отношению к установленному уровню доходности финансовых операций.
Организация минимизации существующих финансовых потерь предприятия при появлении рискового события.
Управление финансовыми рисками подразумевает осуществление следующих процессов: 1) оценка возможности их появления и ущерб, который они принесут в будущем 2) по возможности упреждение рисков и 3) минимизировать их последствия.
Объективная оценка существующей угрозы риска строится на организации наиболее полной и достоверной информационной базы. Она позволяет выявить вид риска, его истоки, степень вероятности, продолжительность во времени, ожидаемые масштабы потерь, подобрать рациональные способы нейтрализации и минимизации отрицательных последствий.
Первым этапом процесса управления финансовыми рисками предприятия считается построение информационной базы о возможных рисках. Недостаточная и некачественная информация лишь повышает вероятность появления риска и способствует повышению отрицательных последствий.
Поэтому информация должна отвечать следующим требованиям:
1. информация должна быть полной для осуществления характеристики определенных видов рисков;
2. информация должна предоставлять возможность для определения требуемых динамических рядов (сюда включаются риски, которые могут проявиться в динамике – инфляционный, валютный, процентный и т.п.) и необходимых группировок (сюда включаются риски статического характера - кредитный, криминогенный и т.п.);
3. информация должна предоставлять возможность для определения сопоставимой оценки величины финансовых потерь в едином уровне цен;
4. информация должна быть надежной (собственная информационная база, публикуемые статистические данные и т.п.).
На следующем этапе осуществляется оценка финансовых рисков. Такой этап считается наиболее сложным в управлении финансовыми рисками, он подразумевает применение современного методического инструментария, высокой степени технической и программной оснащенности финансовых менеджеров, а также привлечения в особых случаях квалифицированных экспертов.
Читать дальше
. На примере реально существующего финансового риска предложите способы воздействия на него (в том числе по составляющим их приемам), охарактеризуйте их преимущества и недостатки.
Как вариант финансового риска можно рассмотреть инвестиционный риск.
Инвестиционный риск представляет собой поддающуюся измерению возможность понести убытки либо упустить выгоду от инвестиций. Риски можно разделить на систематические и несистематические.
Систематические риски – риски, которые не поддаются воздействию со стороны управления объектом. Присутствуют всегда. Сюда можно отнести:
Политические риски (политическая нестабильность, социально-экономические изменения)
Природные и экологические риски (стихийные бедствия);
Правовые риски (нестабильность и несовершенство законодательства);
Экономические риски (резкие колебания курсов валют, меры государства в области налогообложения, ограничения либо расширения экспорта-импорта, валютного законодательства и др.).
Величина систематического (рыночного) риска устанавливается не спецификой отдельного проекта, а общей ситуацией на рынке. В странах с развитым фондовым рынком для определения степени влияния данных рисков на проект чаще всего применяется коэффициент β, который выявляется с помощью статистики фондового рынка для определенной отрасли либо предприятия. В России такая статистика очень ограничена, поэтому обычно применяются лишь экспертные оценки. При большой возможности наступления того либо другого риска по возможности предусматриваются дополнительные меры для нивелирования отрицательных последствий по отношению к проекту. Возможна также разработка сценариев осуществления проекта при различном развитии внешних условий.
Несистематические риски – риски, которые можно устранить частично либо полностью в результате влияния со стороны управления объектом:
Производственные риски (риск невыполнения запланированных работ, недостижение плановых объемов производства и др.);
Финансовые риски (риск неполучения ожидаемого дохода от реализации проекта, риск недостаточной ликвидности);
Рыночные риски (изменение конъюнктуры рынка, потеря позиций на рынке, изменение цен).
Несистематические риски в большей мере поддаются управлению. По влиянию на проект их можно разделить на несколько групп:
Риск неполучения ожидаемого дохода от реализации проекта
Проявление: негативное значение NPV (проект не эффективен) либо чрезмерное повышение срока окупаемости проекта.
К такой группе рисков можно отнести все, что связано с прогнозом денежных потоков на эксплуатационной фазе. Это:
Маркетинговый риск – риск недополучения выручки в результате недостижения планового объема продаж или снижения цены реализации относительно запланированной. Поскольку прибыль проекта (а в наибольшей степени прибыль определяется выручкой) формирует его эффективность, то маркетинговые риски считаются ключевыми проектными рисками. Для уменьшения такого риска требуется тщательное изучение рынка, определение ключевых факторов, которые могут воздействовать на проект, прогноз их появления либо увеличения, способы устранения отрицательного воздействия таких факторов. Существующие факторы: изменение конъюнктуры рынка, повышение конкуренции, потеря позиций на рынке, уменьшение либо отсутствие спроса на продукцию проекта, уменьшение емкости рынка, уменьшение цен на продукцию и др. Оценка маркетинговых рисков особенно актуальна для проектов построения нового производства либо расширения имеющегося производства. Для проектов снижения затрат на существующем производстве такие риски обычно изучаются в меньшей степени.
Читать дальше
1. Зубченко, Л.А. Иностранные инвестиции: Учебное пособие / Л. А. Зубченко. - М. : Книгодел, 2012. - 184 с.
2. Меньшиков, И.С. Финансовый анализ ценных бумаг / И. С. Меньшиков.- М. : Финансы и статистика, 2011. - 307с.
3. Новиков, А.И. Теория принятия решений и управление рисками в финансовой и налоговой сферах: Учебное пособие / А. И. Новиков, Т. И. Солодкая. - М. : Дашков и К, 2012. - 285 с.
4. Сенова, О. Риски, которым стоит уделить внимание в бизнес-плане / О. Сенова // Финансовый директор. - №3, 2012.
5. Шарп, У. Инвестиции / У. Шарп, Г. Александр, Дж. Бейли.- М. : ИНФРА-М,2009. - 214с.
Читать дальше