В настоящее время ни одно государство не может существовать без наличия определенной материально-финансовой базы, необходимой для содержания своего аппарата и покрытия расходов, возникающих в результате исполнения им своих функций. Именно налоги служат тем самым инструментом, посредством которого государство извлекает так необходимые ему денежные средства. Одно из ведущих мест в образовании дохода государственного бюджета занимает налог на доходы с физических лиц, поскольку только он взимается практически со всех видов дохода физических лиц, полученных ими в течение отчетного года.
На правильность исчисления налога на доходы с физических лиц оказывает влияние множество факторов. НК РФ предусматривает случаи, при которых налог на доходы с физических лиц может быть либо снижен, либо подлежит возврату из бюджета. В связи с этим вопрос о правильном исчислении налога на доходы физических лиц с учетом всех возникающих особенностей приобретает особую значимость и становится еще более актуальным, так как затрагивает интересы миллионов людей.
Объектом исследования является система налогообложения на доходы физических лиц.
Предметом исследования является социально-экономическое значение налогообложения физических лиц.
Целью курсовой работы является изучение социально-экономического значения налогообложения физических лиц.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть экономическую сущность налогообложения на доходы физических лиц.
2. Рассмотреть особенности налогообложения на доходы физических лиц в России.
3. Выявить перспективы развития системы налогообложения на доходы физических лиц в России.
Читать дальше
Экономическая сущность налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) состоит в денежных отношениях, складывающихся между государством и физическими лицами и имеющие специфичное назначение – мобилизацию денежных средств, в распоряжение государства [6, c. 11].
С организационно-правовой стороны НДФЛ устанавливается в качестве обязательного платежа, поступающего в бюджет в определенном законодательством размере и установленные сроки.
Экономическая сущность НДФЛ выражается через главные функции налога.
Фискальная (основная) функция характерна для любого типа государственного аппарата. Она участвует в формировании государственных денежных фондов, создавая материальную базу для функционирования государственной экономики.[10, c. 43].
Регулирующая функция представляет собой распределение налогов как активных средств для поддержания процессов воспроизводства, стимулируя или снижая его активность развития, участвуя в установлении накопительного капитала и регулируя платежеспособный спрос населения [11, c. 28].
Контрольная функция оценивает и выявляет необходимость корректирующих изменений в налоговой системе и политике, создавая предпосылки для формирования процесса образования и распределения доходов, поступающих от субъектов экономики [10, c. 43].
Распределительная функция играет роль распределителя налоговых платежных операций между юридическими и физическими лицами в различных сферах и отраслях экономики [11, c. 29].
Социальная функция – это совокупность распределительной и регулирующей налоговых функций. Эта функция участвует в защите конституционных прав граждан [10, c. 44].
НДФЛ является составной частью налоговой системы в России. С их помощью государство воздействует на уровень и динамику индивидуального потребления, сбережений и инвестиций, а также на структурные изменения в экономике.
Читать дальше
Особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц налоговыми агентами
Налоговый агент – это посредник между государством и налогоплательщиками. Такие посреднические услуги необходимы для перечисления налогов и сборов в бюджеты. Налоговый агент может быть представлен организацией, которая выполняет обязанности по расчетам и удержаниям у налогоплательщиков, а также перечисляет эти суммы в бюджет. При этом у нее те же права, что и у обычного налогоплательщика.
Основная задача налогового агента – своевременно и достоверно удерживать налоги с последующим перечислением в российский бюджет. Он должен вести адресный (по каждому конкретному налогоплательщику) учет доходов, расходов и налогов, которые должны поступить в бюджеты [7, c. 34].
Весь документооборот также должен вестись этим субъектом хозяйствования. Ему необходимо, кроме предоставления в налоговые органы документов, в любой момент подтверждающих правильность исчисления и уплаты при налогообложении, еще и обеспечивать сохранность вышеуказанных материалов на протяжении четырех лет.
Налоговый агент – организация, которая может, как и любой плательщик, находиться на любой системе налогообложения.
Любая российская организация, нотариус и индивидуальный предприниматель, адвокат могут быть налоговыми агентами по НДФЛ. Это может произойти только в том случае, когда плательщик налогов получает от них доходы. Рассчитанный и удержанный налог уплачивается касательно всего дохода плательщиков, источником которого является налоговый агент.
НДФЛ рассчитывается ежемесячно с начала каждого налогового периода нарастающим итогом по результатам деятельности [4, c. 31].
Налоговый агент производит удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при реальной выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. В данном случае удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты [5, c. 53].
При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного календарного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.
Общая сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он является источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе [4, c. 33].
Читать дальше
В настоящее время в системе налогообложения доходов физических лиц просматривается ряд недоработок, препятствующих образованию оптимальной правовой модели подоходного налога.
Стандартные налоговые вычеты, установленные ст. 218 НК РФ, не соответствуют реалиям сегодняшнего дня, а также не способствуют повышению уровня жизни налогоплательщиков. Это приводит к сокрытию части дохода либо уклонению от уплаты налога. Более всего это касается стандартных налоговых вычетов в размере 400 и 1000 руб. в месяц, так как они слишком малы.
С целью повышения экономического значения стандартных налоговых вычетов полагается увязать величины указанных вычетов с уровнем инфляции (индексом потребительских цен) [9, c. 113].
Данное предложение не является новеллой – в российском налоговом законодательстве уже применяется такая привязка. Так, в целях определения налогооблагаемой базы по ЕНВД для отдельных видов деятельности установленные в п. 3 ст. 346.29 НК РФ величины базовой доходности подлежат, как указано в п. 4 этой статьи, ежегодному индексированию на коэффициент К1.
Абзац 5 ст. 346.27 НК РФ определяет коэффициент К1 как устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем периоде. Порядок определения и опубликования данного коэффициента определяется Правительством РФ [9, c. 114].
Кроме того, целесообразно дифференцировать стандартные вычеты по субъектам РФ (по аналогии с применением корректирующего коэффициента К2 в целях исчисления базовой доходности по ЕНВД). Такая необходимость связана с тем, что величина прожиточного минимума по регионам различается в несколько раз, и установление необлагаемого минимума по средней для всей территории России величине прожиточного минимума не будет соответствовать реальным расходам населения в различных регионах, необходимым для удовлетворения минимальных жизненных потребностей. Регионы, исходя из сложившегося размера прожиточного минимума за истекший период в субъекте РФ и утвержденного федеральным законодательством норматива, должны сами устанавливать величину стандартных вычетов, действующую на данной территории [3, c. 58].
Читать дальше
1. Рассмотрена экономическая сущность налогообложения на доходы физических лиц. НДФЛ - это федеральный налог, обязательный к уплате на всей территории РФ. Экономическая сущность НДФЛ выражается в основных функциях налога: фискальной, регулирующей, социальной, контрольной, распределительной.
2. Рассмотрены особенности налогообложения на доходы физических лиц в России. Любая российская организация, нотариус и индивидуальный предприниматель, адвокат могут быть налоговыми агентами по НДФЛ. Рассчитанный и удержанный налог уплачивается касательно всего дохода плательщиков, источником которого является налоговый агент. НДФЛ рассчитывается ежемесячно с начала каждого налогового периода нарастающим итогом по результатам деятельности.
3. Выявлены перспективы развития системы налогообложения доходов физических лиц в России. С целью повышения экономического значения стандартных вычетов полагается увязать величины указанных вычетов с уровнем инфляции. Также следует дифференцировать стандартные вычеты по субъектам РФ. Целесообразно включить в НК РФ вычет, распространяющийся не только в отношении несовершеннолетних лиц, находящихся на иждивении, а также лиц в возрасте до 24 лет, проходящих обучение, но и на иных членов семьи налогоплательщика, находящихся у него на иждивении. При этом его размер следует установить равным размеру вычета, на который имеет право сам налогоплательщик, либо размеру вычета «на детей». Также, во-первых, целесообразно зафиксировать принцип подоходного налогообложения на базе чистого дохода. Во-вторых, в законе должен найти отражение принцип обложения личных доходов на базе чистого дохода. В-третьих, при налогообложении доходов необходим учет уровня инфляции, который в РФ еще остается значительным.
Таким образом, достигнута главная цель курсовой работы – изучено социально-экономическое значение налогообложения физических лиц.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Консультант Плюс.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) Часть 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Консультант Плюс.
3. Аврамов А.П., Макаров А.И. Совершенствование налогообложения физических лиц // Известия Томского политехнического университета. - 2013. - № 4. - С. 56 - 61.
4. Аксенов С., Заугольников С., Крылов А., Ласкина И. Налоги и налогообложение. Практикум. - Курск: РФЭИ; 2011. - 216 с.
5. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 576 с.
6. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЕОАИ, 2011. - 480 с.
7. Иванова С.И. Взимание налога с доходов физических лиц // Российский налоговый курьер. - 2012. - № 2. - С. 34 - 40.
8. Ипатова О.И. Перспективы совершенствования налогообложения доходов физических лиц в России // Экономические науки. - 2013. - № 1. - С. 74 - 78.
9. Казаков В.В. Совершенствование налогообложения физических лиц в Российской Федерации // Финансы. - 2012. - № 9. - С. 111 - 117.
10. Налоги и налогообложение / под ред. Майбуров И.А. - 4-е изд. - М.: ЕОАИ, 2011. - 558 с.
11. Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 331 с.
12. Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. - М.: ЕОАИ, 2011. - 424 с.
Читать дальше