В традициях накопления конфликтологических идей глубокие корни с многовековой историей. Еще в античные времена лучшими умами человечества были предложены свои видения природы конфликта, а также пути предотвращения и разрешения этого феномена человеческих отношений. Античные мыслители оставили нам детально описанные военные действия и дали первые оценки конфликтных ситуаций подобного рода.
Идеям согласия и конфликта, мира и насилия всегда посвящались работы центральных в религиозных течений. И в христианстве, и в исламе, и в буддизме мы можем найти большое количество мыслей на эту тему. Проблема борьбы добра и зла показана в большинстве трудов культуры и искусства.
Исследователи установили, что и стандартное человеческое сознание может являться сильным источником конфликтологических событий, отражая отношения людей к конфликтам разных уровней.
Цель данной контрольной работы показать конфликтологические аспекты социальных взглядов мыслителей в средние века.
Читать дальше
В Средние века впервые были предприняты попытки осмыслить сущность такого явления как конфликт, попробовать разобраться в его природе. Научиться избегать конфликтов и выходить из них.
В период средневекового коллективизма человек подчинялся феодальному государству. Личность поглощала крестьянская община, ремесленный цех, купеческая корпорация, рыцарский или монашеский орден. Только на исходе средних веков образовался индивидуализм.
Конфликтологический взгляд мыслителей в период средневековья носили главным образом религиозную направленность. Так, например, в работах Аврелия Августина (354-430 гг. до н.э) подчеркивалось единство человеческой и божественной природы, проходящей одновременно в полярных и неделимых сферах. Аврелий Августин считал, что конфликты на почве столкновения религиозных и общечеловеческих взглядов, предопределены, человеческой природой.
У Фомы Аквинского (1225-1274) также имелись работы о конфликтах в мире человеческом. Царство философского познания и богословия, человеческая жизнь и жизнь Бога, светская и духовная власти – во всех этих областях существует конфликт. Он выдвинул тезис о необходимости «авторизованной компетенции», т.е. санкции государства для ведения войны. И все же насилие он не оправдывал. Насилие является всегда грехом. (100%)
Очень содержательную попытку системного анализа конфликтов (преимущественно социальных) сделал Никколо Макиавелли (1469-1527) в трактате «Государь». В этом сочинении Макиавелли утверждал, что цель оправдывает средства, но при этом «новый государь» должен преследовать цели, связанные не с личными интересами, а с общим благом - в данном случае шла речь об объединении политически раздробленной Италии в единое сильное государство. Именно неограниченная власть правителя, по мнению убежденного патриота Макиавелли, могла стать единственным способом, положить конец бедам его родной страны. Ради этой благой цели справедливостью и нравственностью, интересами граждан и церкви можно пренебречь. Н. Макиавелли считал, что конфликт – это универсальный признак общества и объяснял это врожденной безнравственностью людского рода. Однако, Макиавелли считал конфликт не только разрушительным, но и созидательным. Чтобы конфликт имел положительный итог, нужно научиться управлять им и воздействовать на него.
Читать дальше
Общее направление анализа разрешения конфликтов опирается на общую теорию поведения человека и стремится впитать в себя все научные открытия и размышления философов, социологов, психологов, политологов, которые будут способствовать пониманию первопричин конфликта.
Научный мир, изучая проблему разрешения конфликта, ставит на первое место потенциал человеческих потребностей, объясняющий поступки и действия человека в той или иной ситуации.
В данной работе мы рассмотрели социальные взгляды мыслителей средневековья на конфликт.
Разработка вопросов конфликтных ситуаций и их решение осуществлялись разными научными направлениями. Не все они могли признать конфликт, как исходную категорию социологических теорий, но все понимали, какое большое значение конфликты имеют для человека и общества. А также признавали и потребность в теоретическом анализе конфликта. И как следствие, необходимость развития учения о конфликтах в стройную научную систему под названием конфликтология.
С незапамятных времен люди нащупали связь конфликта с сущностью самого человека и социума. Поэтому, можно сказать, что корни науки конфликтологии идут из глубокой древности.
Читать дальше
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002;
3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академический Проект; Гринсти, 2005;
3. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2001;
4. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.Н., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005;
5. Конфликтология: Учебник для вузов / В.П. Ратиков, В. Ф Голубь, Т.С. Лукашева и др.; Под ред. проф. В.П. Ратикова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
Читать дальше