Современный рынок труда ставит перед педагогами задачу — подготовить квалифицированного специалиста в своей отрасли знаний. В эпоху гиперинформатизации это означает, что нужно учащемуся не столько дать информацию, сколько научить его эту информацию находить, адекватно анализировать и правильно использовать. При этом, мировая система образования большой упор делает на самостоятельную работу учащихся, что, в свою очередь, заставляет педагогов модифицировать методы своей деятельности, задействую не только вербальный, но и визуальный компоненты. Именно этим и обуславливается актуальность темы исследования.
Цель работы — изучить особенности использования принципа наглядности в дисциплине «Материаловедение и технология машиностроения».
Для достижения цели необходимо решить такие задачи:
- исследовать особенности понятия «наглядное пособие», «принцип наглядности» и т. д.;
- изучить особенности внедрения принципа наглядности на практике.
Гипотеза: наглядные пособия стимулируют более глубокое овладение учащихся знаниями.
Методы работы. Кроме общенаучных анализа и синтеза в работе были использованы метод наблюдения, описательные методы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Читать дальше
Необходимость использования наглядного материала в процессе обучения впервые теоретически обосновал в XVII в. чешский педагог Я. А. Коменский. Он определил, что основой обучения должно быть чувственное познание. «Для того, чтобы все воспринималось легче, нужно, насколько только это возможно, привлекать к восприятию внешние чувства» .
Выдающийся педагог сформулировал «золотое правило»: «Пусть будет для учащихся золотым правилом все, что только можно давать для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запах — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу охватываются несколькими чувствами. Итак, чем больше знаний базируется на ощущении, тем оно достовернее» . Огромной заслугой автора «Великой дидактики» является раскрытие необходимости использования моделей, как прототипа оригинала. Эти модели обладают признаками чувственного восприятия и созерцания и используются для показа «познания предметов».
В ХVІІІ — начале XIX в. выдающийся швейцарский педагог Й.Г. Песталоцци обосновал теорию наглядного обучения. Он считал наглядность абсолютной основой всякого познания и отмечал, что чувственное восприятие является единственным фундаментом любого человеческого познания. Наглядное обучение является «лишь простым продолжением того, что было заложено природой в качестве инстинкта и даже в тех же естественных проявлениях» .
Читать дальше
Проблема повышения качества знаний и умений учащихся, эффективности проведения учебных занятий была, есть и будет основной проблемой педагогики. От уровня профессиональной подготовки специалиста зависит использование возможностей научно-технического прогресса и повышение эффективности производства в целом. В то же время темпы и глубина изменений не в полной мере отвечают потребностям общества, государства и личности . Профессионально-техническое образование не было направлено на подготовку рабочих в условиях рыночной экономики . Изменения, происходящие сегодня в развитии общества, в экономике, требуют переосмысления всех форм и методов традиционного обучения, что обусловлено задачами развития России в мировом контексте, социально-экономическими изменениями, повышением общественных требований к уровню образования, профессионализма, конкурентоспособности будущих специалистов на отечественных и мировых рынках труда .
Если раньше роль человека на производстве рассматривалась как один из факторов, который ничем не отличается от роли машин и оборудования, то сегодня — это главный стратегический фактор. На рынке труда конкурентоспособен не просто квалифицированный рабочий, а специалист, имеющий способности к творчеству в своей профессии, к навыкам дальнейшего самообучения. Именно такие работники быстро адаптируются на производстве, умеют работать самостоятельно и принимать в нестандартных ситуациях необходимые решения.
Уроки теоретического и производственного обучения, весь учебный процесс, вся система контроля знаний должны соответствовать следующим современным требованиям:
• подготовка ученика к дальнейшему самостоятельному овладению знаниями;
• развитие умения трансформировать знания в профессиональной компетентности.
Читать дальше
Мультимедиа-визуализацию можно рассматривать как современную форму наглядного представления учебной информации на основе комплексного использования ИКТ.
Мультимедиа-визуализация позволяет реализовать дидактический потенциал мультимедиа-технологий, и, прежде всего, она обеспечивает реализацию принципа наглядности в обучении на качественно новом уровне.
Результаты проделанной нами экспериментальной работы по внедрению визуализаторов в процесс алгоритмической подготовки студентов свидетельствуют не только об активизации познавательных процессов учебной деятельности и механизмах саморазвития личности студента, но также о том, что на основе интеграции технологии когнитивной визуализации знаний с технологиями обучения происходят изменения в педагогической деятельности — повышается мотивация обучения, инициируется творческий поиск, активизируется самостоятельная поисковая деятельность студентов.
Анализ педагогической деятельности педагогов Высшего профессионального лицея Москвы подтвердил нашу гипотезу о том, что внедрение принципа наглядности финализирует знания, делает глубокими и систематическими.
Читать дальше
1. Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе / С. И. Архангельский. – М.: Высш. шк., 1974. – 384 с.
2. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. – М.: Высш. шк., 1980. – 368 с.
3. Вергасов В. М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. – 2-е изд. доп., перераб. / В. М. Вергасов. – К.: Вища школа. 1985. – 175 с.
4. Волкова Н.П. Педагогика: пособ. [для студ. высших учеб. заведений] / Н.П. Волкова. – К.: Академія, 2001. – 675 с.
5. Волошинов С.А. Взуальная поддержка алгоритмической подготовки будущих учителей математики в условиях ИКТ / С.А. Волошинов // Інформаційні технології в освіті: Збірник наукових праць.– Херсон: Видавництво ХДУ, 2010.– Випуск 5.– С. 168-175.
6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С.Выготский. – М.: АПН РСФСР, 1956. – 519 с.
7. Вялых В. А. Наглядность и развитие абстрактного мышления на занятиях по теоретической механике / В. А Вялых, В. В. Пустовит. – Пробл. высш. шк., 1973. – Вып. 14. – С. 116–120.
8. Говорухин В. Компьютер в математическом исследовании. Учебный курс / В. Говорухин, В. Цыбулин. – СПб.: Питер, 2005. – 624 с.
9. Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л. В. Занков. – М.: Учпедгиз, 1960. – 311 с.
10. Зинченко В.П. Современные проблемы образования и воспитания // Вопр.Философии, 1973. № 11.
11. Колесникова Н.В. Система демонстрации программ и контроля знаний в интегрированной среде изучения курса «Основы алгоритмизации и программирования» / Н.В. © Волошинов С.А. Колеснікова, А.В. Надєєва // Інформаційні технології в освіті: Збірник наукових праць. Випуск 1.– Херсон: Видавництво ХДУ, 2008.– С. 55-59.
12. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Я.А.Коменский; под ред. А.И.Пискунова. – М: Педагогика, 1982. – Т. 1. – 656 с.
13. Максимюк С.П. Педагогика / С.П.Максимюк. – Режим доступа: http://pidruchniki.ws/15060913/pedagogika/printsipi_navchannya_didaktichni_pravila_realizatsiyi#564
14. Манько Н.Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов в активизации учебной деятельности // Известия Алтайского государственного университета – Барнаул: Алтайский государственный университет, 2009. Вып. 2(62). 230 с. – С. 22-29.
15. Манько Н.Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов: Монография. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. – 180 с.
16. Манько Н.Н. Когнитивная визуализация педагогических объектов в современных технологиях обучения// Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО. 2009. № 8 (65). – С. 10-31.
17. Махмутов М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. – М. : Педагогика, 1975. – 240 с.
18. Павелко В. Теоретический аспект наглядного обучения на разных этапах его розвития / В. Павелко // Научно-методический журнал «Новая педагогическая мысль», № 4, 2009.
19. Педагогический словарь / [гл. ред. И.А.Каиров]. – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1960. – Т. 1: А - Н. – 1960. – 773 с.
20. Песталоцци Й.Г. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. / под ред. М.Ф. Шабаевой. – М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1963. – Т. 2: 1791-1804. – 1963. – 563 с.
21. Резник Н.А. Визуализация учебного контента в современном информационном пространстве / Н.А.Резник : материалы Межд. науч.-практ. конф. [«Информационно-образовательная среда современного вуза как фактор повышения качества образования»], (Мурманск, 1–3 ноября 2007 г.) / Мурманский государственный педагогический университет. – Мурманск: Мурманский государственный педагогический университет, 2007.
22. Спиваковский А.В. Web-среда для изучения основ алгоритмизации и программирования / А.В. Спиваковский, Н.В. Колесникова, Н.И. Ткачук, И.М. Ткачук // Управляющие системы и машины. – Киев, 2008.– С. 70-75.
Читать дальше