Данная работа посвящена всегда актуальным вопросам повышения безопасности плавания.
Первым вопрос о привязке длины пути активного торможения к величине непросматриваемой зоны вдоль диаметральной плоскости судна поставил профессор В.В. Саленек. Очевидно, что если эти два расстояния будут, по крайней мере, равны, то судно, остановившись в момент соприкосновения с препятствием, сможет избежать на него навала. Пронормированные по длине судна, эти расстояния становятся унифицированными и приобретают свойства потенциальной тиражируемости к различным типам судов и различным условиям плавания.
В принципе на судне существуют различные непросматриваемые зоны. В классическом случае – это прямой луч выходящий из рубки и проходящий через нос судна. Все, что лежит под этим лучом за носом судна, находится в зоне геометрической невидимости конструкции судна.
В данной работе речь идет о зоне невидимости знаков судоходной обстановки, расположенных по краям судового хода. Появляясь из-за поворота они, а также другие предметы или суда несут в себе угрозу столкновения. Если расстояние на этой границе видимости больше длины пути активного торможения, то столкновения можно избежать независимо от возможностей маневрирования в конкретной ситуации.
Очевидно, что такая зона невидимости, точнее, ее граница, может быть расположена далеко за зоной невидимости самого судна и определяется геометрией судового хода. Его шириной, степенью извилистости и радиусом поворота.
Читать дальше