Сравнительная характеристика «первичного» и «вторичного» дефектов
Проблема изучения аномального детского развития во многом опирается на исследования дефектологов, особенно, такого как Лев Семенович Выготский, выявивший сложную структуру патологического процесса, где дефект провоцирует не выпадение одной из функций, но приводит к целому ряду отклонений, благодаря чему образуется целостная картина своеобразной атипичной эволюции. Основная сложность этой структуры состоит в наличии первичного дефекта, образуемого биологическим фактором, и вторичных нарушений, являющихся последствием первичного дефекта в ходе дальнейшего развития.
Особое внимание необходимо уделять взаимодействию первичных и вторичных дефектов, поскольку не только первичный дефект способен спровоцировать вторичные отклонения, но и вторичные симптомы при определённых условиях оказывают действия на первичный фактор. Так, взаимодействие неполноценного слуха и возникающие на этой основе речевые последствия являются подтверждением влияния на первичный дефект вторичной симптоматики.
Соотношение первичного и вторичного дефектов является важной закономерностью процессов аномального развития, потому максимально результативное педагогическое воздействие возможно при наибольшем отдалении симптома от первопричины. Для примера рассмотрим такую ситуацию: речевое развитие ребёнка с нарушением слуха вызывает особенные трудности при исправлении недостатков произношения звуков и слов, поскольку неправильная устная речь формируется из-за отсутствия возможности говорящего обеспечивать комплексный слуховой контроль за своей речью. В тоже время другие речевые аспекты, такие как семантика, грамматический строй, словарный запас так или иначе связанные с первичным дефектом, при специальных условиях обучение могут быть скорректированы с помощью активной письменной речи.
Читать дальше