С начала возникновения человеческой цивилизации шел поиск путей и механизмов защиты от угроз различного происхождения, благоустройство общественной жизни, создания условий для дальнейшего развития и т.п.. И наиболее удачными, для достижения соответствующих целей, изобретениями человечества оказались и остаются такие феномены, как государство и право, в рамках которых как отдельный человек, так и общество в целом достигли значительного прогресса в своей истории.
Многие передовые умов человечества посвятили себя созданию концепций государства и права, которые могли бы объяснить генезис этих феноменов, их сущность, определить пути и способы их дальнейшего развития для наиболее эффективного выполнения своих функций и удовлетворения соответствующих потребностей отдельных индивидов, социальных групп, наций, народов и всего человечества. Динамика формирования таких теорий отражает процесс познания человеком окружающего мира, изменения цивилизационных эпох, трансформации в экономической и социальной структуре обществ, региональные особенности общественного развития. Поэтому понимание современного государства и современных правовых систем мира базируется прежде всего на обобщении взглядов предшественников.
Анализ достижений и просчетов теоретических концепций и практики государства и правотворчества дает возможность оценить достоинства современных государства и права, понять корни и тенденции тех или иных явлений в современном государственном и правовой жизни, проследить взаимовлияние и взаимосвязи соответствующих идей и взглядов во времени и пространстве .
Ознакомление с историей таким образом помогает совершенствовать современность.
Читать дальше
1.1 Учение Гуго Гроция о государстве и праве
Теоретические воззрения Гроция сложились под влиянием идей Аристотеля, Платона, Фомы Аквинского, Ж.Бодена.
Государство - это совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. Признак государства – верховная власть, к атрибутам которой Гроций относил: издание законов, правосудие, назначение должностных лиц и руководство их деятельностью, взимание налогов, вопросы войны и мира, заключение международных договоров .
Происхождение государства. Было время, когда существовало естественное состояние, т.е. не было государства и частной собственности. Но постепенно люди утратили простоту общения, началось насилие, появилась угроза жизни. И тогда разум привел их к мысли о необходимости объединения, т.е. по мысли Гроция, государство – результат сознательной деятельности людей, и возникновение его явилось следствием договора. Форма правления. Каждая существующая форма правления имеет своим источником общественный договор. При создании государства народ мог избрать любую форму правления; но, избрав ее, народ должен повиноваться правителям и не может без их согласия ее изменить, ибо договоры должны соблюдаться (Pacta sunt servanda). Относительно разновидностей форм правления Г. Гроций придерживался взглядов древнегреческих мыслителей: единодержавная власть (монархия), власть знатнейших вельмож (аристократия) и гражданская община (демократия). Симпатии его явно находились на стороне аристократического или монархического правления .
Читать дальше
1.1 Учение Гуго Гроция о государстве и праве
Теоретические воззрения Гроция сложились под влиянием идей Аристотеля, Платона, Фомы Аквинского, Ж.Бодена.
Государство - это совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. Признак государства – верховная власть, к атрибутам которой Гроций относил: издание законов, правосудие, назначение должностных лиц и руководство их деятельностью, взимание налогов, вопросы войны и мира, заключение международных договоров .
Происхождение государства. Было время, когда существовало естественное состояние, т.е. не было государства и частной собственности. Но постепенно люди утратили простоту общения, началось насилие, появилась угроза жизни. И тогда разум привел их к мысли о необходимости объединения, т.е. по мысли Гроция, государство – результат сознательной деятельности людей, и возникновение его явилось следствием договора. Форма правления. Каждая существующая форма правления имеет своим источником общественный договор. При создании государства народ мог избрать любую форму правления; но, избрав ее, народ должен повиноваться правителям и не может без их согласия ее изменить, ибо договоры должны соблюдаться (Pacta sunt servanda). Относительно разновидностей форм правления Г. Гроций придерживался взглядов древнегреческих мыслителей: единодержавная власть (монархия), власть знатнейших вельмож (аристократия) и гражданская община (демократия). Симпатии его явно находились на стороне аристократического или монархического правления .
Читать дальше
3.1. Учение о государстве и праве С. Пуфендорфа
Система взглядов немецкого юриста Самуэля Пуфендорфа на общество, государство и право представляет собой эклектическое сочетание идей Р. Декарта, Г. де Г. Гроция, Т. Гоббса и Б. Спинозы.
Основные произведения: «Общий обзор элементарных начал юриспруденции», «О естественном и общенародном праве», «Обобязанностях человека и гражданина по закону естественному».
Подводя философский фундамент для своего воззрения на явления общественной жизни, С. Пуфендорф пытается следовать методу Р. Декарта и предлагает пользоваться в общественных науках, которые он называет «нравственными», теми же методами, какими пользуются в математике, то есть построить на ясных и бесспорных, как математические аксиомы, началах систему точных и убедительных доказательств всех положений, высказываемых относительно общества, государства и права .
По мнению С. Пуфендорфа, предметом общественных наук являются так называемые моральные вещи, которые в отличие от естественных вещей не существуют сами по себе и не воспринимаются человеческими органами чувств, а представляют только определения естественных вещей. К таким моральным вещам С. Пуфендорф относит семью, гражданство, право, государство и пр. Источником этих «моральных вещей» является сначала воля бога, а потом – человека.
Читать дальше
В XVII веке в Европе происходят первые буржуазные революции: в Нидерландах (1566-1609) и Англии (1642-1649). Общей идеологией, под флагом которой происходили эти буржуазно-демократические революции стали концепции «естественного права» и « общественного договора».
Естественное право – понятие теории права, обозначающее совокупность свойственных природе законов, регулирующих порядок в ней. Естественное право распространяется как на общество, так и на и людей, как неотъемлемую часть природы. Поэтому естественное право – это совокупность принципов, правил, ценностей, продиктованных естественной природой человека. Идея естественного права впервые была выдвинута еще философами античной Греции, но только в период буржуазных революций она оформляется в законченную теорию.
В Нидерландах конца XVI-начала XVII в. борьба за освобождение от испанского господства сочеталась с антифеодальной и с умеренными буржуазными преобразованиями. Результатом революции стала независимость страны и установление буржуазной республики. Классическим воплощением нового мировоззрения, отличным от теологических представлений Средневековья, стала теория естественного права и общественного договора, нашедшее отражение в трудах Г.Гроция и Б.Спинозы.
Вторая из раннебуржуазных революций - английская - отличалась от нидерландской тем, что представляла собой религиозно-политический и социальный конфликт, принявший форму гражданской войны и повлекший радикальные перемены в общественных отношениях и способах правления. Одна из особенностей Английской революции проявилась в том, что идеология Реформации, принявшая в Англии форму пуританизма, играла здесь революционно-мобилизующую роль. Бурные политические события тех лет получили теоретическое осмысление в трудах Т. Гоббса и Дж. Локка, а также нашли отражение в программах различных партий и движений, таких как: индепенденты, левеллеры, диггеры.
Читать дальше
1.Антология мировой политической мысли. - М., 1997. Т. 1-5.
2.Антология мировой правовой мысли. - М., 1999. Т. 1-5.
3.Беленький М. С. Спиноза. - М., 1964.
4.Гоббс Т. О гражданине. - М., 1989. Т. 1.
5.Гоббс Т. Левиафан. - М., 1989. Т. 2.
6.Григонис Э. П., Кирия К. Д. Эволюция представлений о взаимоотношениях законодательной и исполнительной властей в учениях Локка и Монтескьё //История государства и права. 2008. № 9
7.Гроций Г. О праве войны и мира. - М. 1994.
8.Заиченко Г. А. Джон Локк. - М., 1973.
9.История государственно-правовых учений. Учебник. Отв. ред. В. В. Лазарев. - М., 2006.
10.История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2003.
11.История политических и правовых учений. Под ред. О. В. Мартышина. - М., 2004 .
12.История политических и правовых учений. Под ред. О. Э. Лейста. - М., 1999 .
13.История политических и правовых учений: Хрестоматия. - М., 1996.
14.История политических и правовых учений. Под ред. В. П. Малахова, Н. В. Михайловой. - М., 2007.
15.Кечекьян С. Ф. Этическое мировоззрение Спинозы. - М., 1914.
16.Мееровский Б. В. Гоббс. - М., 1975.
Читать дальше