Радикальные изменения в политическом устройстве нашей страны за последние 20 лет (для жизни государства и общества это не такой уж большой срок) привели к формированию многопартийности, к появлению рыночной (конкурентной) экономики. Поскольку произошло это одновременно, то множество партий вместо одной стало восприниматься на бессознательном уровне примерно так же, как множество сортов колбасы вместо одного. Поэтому психология избирателя формируется почти так же, как психология покупателя (потребителя). Вопрос политического выбора – как вопрос выбора в политическом супермаркете: почему я выберу этот товар (эту партию, этого кандидата), а не какой-то другой.
Конечно, мне кажется, что выбор я делаю вполне самостоятельно. Но на самом деле, на него влияет множество факторов, как и в случае с супермаркетом: наличие финансов (т.е. предпосылок), вкус, сформированный в том числе и моим окружением, случайная текущая ситуация, и т.д.
С точки зрения социологической модели, мое окружение, социально-экономическое положение моей семьи полностью определяет мои политические предпочтения. Значит, весь средний класс будет голосовать примерно одинаково, как и я.
Разумеется, нельзя отрицать влияние семьи и окружения на политические (и многие другие) предпочтения. Однако, на мой взгляд, это, скорее, начальная, первая ступень при формировании моего выбора. Я могу полностью разделить убеждения моего социального слоя – из «преданности», или из-за лени разбираться в политическом многообразии, или, наоборот, потому что полностью и сознательно принимаю эту позицию после долгого обдумывания. Но, как правило, действуют и другие факторы: мой личный опыт, текущая ситуация – политическая, экономическая и социальная, - которая все время меняется. И конечно же, пропаганда и лозунги политических игроков тоже не могут не действовать: политтехнологии знают свое дело.
Читать дальше