В настоящее время в России наряду с политическими и экономическими преобразованиями активно осуществляется процесс правовой реформы, конечная цель которой - построение демократического государства.
В ст. 1 Конституции Российской Федерации провозглашено: «Российская Федерация -Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Провозглашение Российской Федерации демократическим государством означает, прежде всего то, что единственным источником власти в России является народ, который эту власть и осуществляет как непосредственно, так и через выборные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления. Определение Российской Федерации в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности его превалируют, прежде всего, принципы права.
Соблюдение законности не только цель деятельности правоохранительных органов, но и одна из функций государства в целом. Поскольку охрана правопорядка, прав и свобод граждан - общая функция государства, о её реализации должны заботиться в принципе все госу-дарственные органы. В то же время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав - эта обязанность возлагается на правоохранительные органы.
Анализ мировой практики показал, что роль правоохранительных органов и других государственных и общественных структур, не-посредственно связанных с противодействием преступности и иным правонарушениям, гораздо более значительна, чем признавалось в про-шлые годы.
Более того, совершенно ясно, что чем выше уровень деятельности правоохранительных органов, тем больше возможностей для предуп-реждения и пресечения преступлений, а также их раскрытия, тем больше у государства возможностей для защиты прав и свобод граждан, восстановления нарушенных прав. Чтобы понять критерии, которыми следовало бы руководствоваться при отнесении тех или иных го-сударственных органов к числу правоохранительных, весьма важно уяснить признаки деятельности, получившей название правоохрани-тельной деятельности. Осуществляют правоохранительную деятельность правоохранительный орган. Это государственный орган, осуществляющий специализированную правоохранительную деятель-ность, обеспечивая защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, общественных и государственных институтов. В качестве одного из вариантов обеспечения правоохранительной деятельности выступает правосудие. Именно правосудию как виду правоохранительной деятельности посвящена настоящая работа.
Цель контрольной работы – определить специфику правосудия как вида правоохранительной деятельности.
Объект – общественные отношения в области правоохранительной деятельности.
Предмет – правосудие как вид правоохранительной деятельности.
Задачи:
1. Определить понятие и специфику правоохранительной деятельности.
2. Определить особенности правосудия как вида правоохранительной деятельности.
3. Охарактеризовать признаки и принципы осуществления правосудия
Читать дальше
Термин «охрана» часто используется при характеристиках права и государства. Исходя из концептуального подхода к пониманию государства и права, государство создано для обеспечения действия права и охраны его от нарушений . Так, характеризуя функции государства, В.И. Червонюк выделяет правоохранительную функцию, объединяющую деятельность по охране всех форм собственности, прав и свобод граждан, правопорядка, борьбе с преступностью и обороне страны. Автор также отмечает, что правоохрана имеет целью недопущение отклонения от установленного правопорядка, а также восстановление его при помощи принудительных средств .
Правоохранительную деятельность В.И. Червонюк относит и к специально-юридическим функциям права. Особенности охранительной функции заключаются в том, что она характеризует право как особый способ воздействия на людей, влияющий на их волю установлением запретов, угрозами санкций, реализацией мер защиты. С помощью указанной функции происходит информирование адресатов правовых норм о том, какие социальные ценности взяты государством под охрану и какие возможны последствия в случае посягательства на них. Автор выделяет и регулятивно-охранительную функцию права, направленную на обеспечение нормального процесса закрепления норм права и урегулирование общественных отношений в динамике. Содержанием данной функции является предупреждение преступлений, защита и восстановление нарушенного права .
А.П. Сергеев и Ю.К. Толстой правоохранительную деятельность также определяют как совокупность мер правового, экономического, политического, организационного и иного характера, обеспечивающих нормальный ход реализации права. Как и Иоффе, авторы рассматривают защиту гражданских прав в узком значении термина «охрана гражданских прав» .
Как отметил С.Н. Братусь, неотъемлемым качеством субъективного права является его обеспеченность возможностью государственного принуждения и что такая возможность свойственна другим закрепленным в субъективном праве возможностям, так как без этого они не были бы юридическими возможностями . Витрук Н.В. справедливо полагает, что меры юридической ответственности и предшествующие им иные меры государственно-правового принуждения действуют не автоматически, а в результате имеющей свои особенности сознательной специфической деятельности компетентных государственных органов и должностных лиц . Виды такой деятельности определяются в литературе как обеспечение, охрана и защита. По вопросу их разграничения мнения исследователей расходятся. Наиболее общим является понятие правоохранительной деятельности .
С.С. Алексеев рассматривает правоохранительную деятельность как деятельность государственных органов, включающую в себя исследование обстоятельств деяний, в которых обнаруживаются признаки правонарушений, принятие специальных юридических мер воздействия против правонарушений (правовая ответственность), а также проведение в жизнь этих мер воздействия. Через правоохранительную деятельность на практике осуществляется правоохранительная функция государства и права .
Читать дальше
Судебная власть – это принадлежащая судам возможность на основе права влиять на конфликтные общественные отношения в целях всесторонней и всеобъемлющей защиты субъективных прав, свобод и законных интересов.
Сущность судебной власти раскрывает важнейшая судебная функция обеспечения всесторонней и всеобъемлющей защиты субъективных прав, свобод и законных интересов и вспомогательная функция судебного контроля за реализацией в общественных отношениях принципа верховенства права .
Содержание судебной власти образует компетенция суда. Предметом судебной компетенции является юридический конфликт. Судебная компетенция должна быть стабильной, что не исключает предоставления судам возможности гибко регулировать меняющиеся общественные отношения. Организация компетенции всех судов должна регламентироваться единым законодательным актом.
Правосудие как форму осуществления судебной власти характеризует три группы признаков: организационно-правовые, правоприменительные и процессуальные. Как организационно-правовая форма осуществления судебной власти правосудие на основе права императивно-диспозитивным путем обеспечивает упорядочивание общественных отношений.
В основе правосудия как правоприменительной деятельности лежит категория справедливости, которая воплощается тремя составляющими судебного решения: обоснованность, законность и назначение справедливых мер юридической ответственности. Правосудие осуществляется в процессуальном порядке, включающем в себя стадию изучения фактических обстоятельств судебного дела, стадию их правовой оценки и стадию вынесения судебного акта применения нормы материального права.
Содержание правозащитной функции судебной власти в той или иной степени отражено в целом ряде конституционных норм, в частности в ст. ст. 2, 22, 23, 25, 46, 52, 120 Конституции РФ , в которых закреплено право каждого гражданина на защиту его прав и свобод. Корреспондирующую этому праву обязанность государство выполняет с помощью всех ветвей власти, но в особенности посредством выполнения правозащитной функции судебной власти.
Читать дальше
В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется по средствам конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Субъектом судебной власти является суд, обладающий исключительными возможностями и способностями оказывать воздействие на поведение людей.
Судопроизводство, т.е. порядок рассмотрения дел судами, заключается в строгой, установленной законом процедуре ведения судебного разбирательства, гарантирующей права и свободы участникам процесса в целом и личности в частности, их полное равенство, гласность, законность и справедливость решений суда.
Важнейшая функция судебной власти – осуществление правосудия, т.е. наличие права судить.
Судебная власть основана на праве и реализуется путем применения права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда.
Судебная власть характеризуется следующими основными признаками :
1. Судебная власть – вид государственной власти. Она – одна из трех самостоятельных ветвей власти.
2. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами – судами. Они являются ее непосредственными носителями. Федеральный суд – орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ (высшие судебные инстанции) или федеральным конституционным законом субъектов РФ. При этом ни один суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы отправления правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда.
Суд состоит из судей, работающих на профессиональной основе, в его состав могут входить представители народа в качестве присяжных и арбитражных заседателей.
3. Исключительность судебной власти – признак, тесно связанный с предыдущими. Никакие другие органы и лица, суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Так, только суд может признать человека виновным в совершении преступления и подвергнуть его к уголовному наказанию.
Конституция запрещает создание чрезвычайных судов, в том числе и в условиях чрезвычайного и военного положения.
4. Судебная власть едина, вследствие чего установлено единство судебной системы страны. Исчерпывающий перечень судов установлен Конституцией РФ и федеральным конституционным законом о судебной системе. Изменение его возможно только на основе изменения этих актов.
Читать дальше
Законность – атрибут существования и развития демократически организованного общества. Она необходима для обеспечения свободы и реализации прав граждан, осуществления прав граждан, осуществления демократии, образования и функционирования гражданского общества, научно обоснованного построения и рациональной деятельности государственного аппарата.
Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи.
Необходимо отметить что вся система правоохранительных органов создана в соответствии с Конституцией России и действует в интересах обеспечения и защиты неотъемлемых прав человека и гражданина.
Для России в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего общества.
Судебная власть – это принадлежащая судам возможность на основе права влиять на конфликтные общественные отношения в целях всесторонней и всеобъемлющей защиты субъективных прав, свобод и законных интересов.
Как единственную форму осуществления судебной власти, правосудие характеризует три элемента: суд, единолично либо коллегиально осуществляющий правосудие; действия, совершаемые судом; последствия, которые эти действия влекут.
Осуществление судебной власти в форме правосудия связано с существованием властеотношений, одним из участников которых является суд как носитель судебной власти. К правосудию следует относить действия суда по назначению и подготовке судебного разбирательства, производство в суде первой, кассационной и надзорной инстанции, решение судом вопросов, связанных с исполнением судебного акта.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации //СПС КонсультантПлюс.
2. Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Свердловск: 1963. Вып. 1. - С. 73, 74.
3. Братко А.Г. Правоохранительная система (вопросы теории). М.: 1991. - С. 40- 97, 206 - 207.
4. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М.: 1976. - С. 73 -74.
5. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. 2-е изд., исправленное и доп. М.: НОРМА, 2009. - С. 45.
6. Гражданское право //Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 1999. - С. 288.
7. Дмитриев Ю.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2011. - С. 13 - 14.
8. История российского правосудия / Под редакцией Н. А. Колоколова. М., 2009. С. 94.
9. Корнеева Н. В. Конституционное право России. М., 2007. С. 36.
10. Масалытина С.В. Совершенствование юридических форм государственной деятельности в процессе политико-правовой модернизации //История государства и права. № 3. 2009. - С. 22.
11. Пиотровский В.Ю. Правоохранительная система в условиях формирования правового государства: Дисс.канд. юрид. наук. СПб.: 2003. - С. 74 - 96.
12. Правкин И.В. К вопросу о содержании правоохранительной системы России //История государства и права. № 13. 2008. - С. 44.
13. Правоохранительные и судебные органы России / Под редакцией Н. А. Петухова и А. С. Мамыкина. М., 2009. С. 102.
14. Прудников А. Конституционное право России. М., 2007. С. 239.
15. Рудяков Н.М. Органы внутренних дел в системе правоохранительных органов Советского государства. Хабаровск: 1990. - С. 11, 12.
16. Сычев О.М. Гражданско-правовой статус нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариальных палат в Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс. 2009.
17. Червонюк В.И. Теория государства и права. М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 123, 142.
Читать дальше