В интенсивных и напряженных условиях современной жизни человек нередко подвергается деструктивным влияниям окружающей среды, вызывающим временные или стойкие отклонения от нормы . Эти отклонения могут касаться как физического, психического, социального здоровья индивида, так и поведения человека в повседневной жизни, приводить к несоответствию существующему социальному порядку. По Н. И. Лапину , полное согласие общества и человека можно рассматривать как идеальную норму. В реальной жизни выделяются два исторических типа неполного соответствия личности и общества: традиционный и современный.
С учетом факта становления в Российской Федерации общества открытого типа определенный интерес для специалистов может представлять осмысление практик социальной работы с семьями, воспитывающими аутичных детей. Аутизм - это расстройство развития широкого спектра, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Оно по-разному проявляется у различных людей. Например, одни аутичные дети могут поддерживать речевые коммуникации, в то время как другие могут говорить очень мало или не говорить вовсе. Система помощи аутичным людям и их семьям с необходимостью отражает социокультурные особенности общества, и в то же время она должна рекурсивно соответствовать возрастным, индивидуальным психологическим особенностям ребенка, ресурсам и возможностям его семьи и ближайшего окружения .
Родители аутичного ребенка часто являются «жертвами массового сознания» при определении возрастных границ социализации, темпы которой у их детей значительно снижены, а возрастные границы - повышены. Такие родители пытаются «втиснуть» своих детей в данные границы, предъявляют им требования успешности и достижений, соответствующие их паспортному, а не фактическому возрасту . В результате ребенок не справляется с ними, что, в свою очередь, порождает у родителя ощущение безнадежности. Обратной стороной указанного процесса является представление аутичного ребенка о своей неуспешности и неадекватности в окружающем мире и, как следствие, резкое снижение мотивации развития. Возрастные границы окончания обучения и начала самостоятельной трудовой деятельности у аутичных людей логично было бы отнести к 25-30 годам.
Семья, воспитывающая аутичного ребенка, представляет собой систему со сложившимися взаимоотношениями, в которой ребенок занимает свое определенное место. Склонность аутичного ребенка к созданию множественных стереотипов не может не влиять на систему взаимоотношений в семье и во многом заставляет ее создавать свои стереотипы реагирования на поведение ребенка, которые также могут воспроизводиться годами . Коварность семейных стереотипов проявляется в том, что с каждым годом они все меньше и меньше соответствуют зонам развития ребенка и в конце концов становятся мощными ограничителями социальной адаптации. Избавиться от них родителям очень трудно. Однако выход есть - необходимо участие в терапии членов ближайшего окружения ребенка, так как даже при интенсивном лечении аутичный ребенок меняется не настолько быстро и значительно, чтобы своими изменениями подвигнуть к изменениям семью .
Адекватную помощь семьям аутичных детей могут оказывать только специалисты, имеющие опыт работы с аутизмом как патологией развития и социальным феноменом, а не обычные взрослые психотерапевты широкого профиля, не учитывающие специфику таких семей. Кроме того, как правило, большее доверие у родителей аутичных детей вызывают люди, хорошо знающие их ребенка. Такая специфическая помощь взрослым членам семьи существует за рубежом, но в России практически не оказывается.
Следует учитывать, что возможности аутичного ребенка и подростка хотя бы в чем-то ограничены, и выбранные методы работы должны этим возможностям соответствовать. Как неадекватность методов, так и завышение или занижение возможностей ребенка крайне нежелательно. Для аутизма это особенно важно, поскольку он является, по мнению подавляющего большинства специалистов, вторичным (но не основным) образованием в структуре расстройств . В такой ситуации цена ошибки во многих случаях (особенно при сохранном интеллекте) очень велика. Гарантией предотвращения таких ошибок является внимательное, глубокое и всестороннее обследование.
В Дании и США система помощи лицам с аутизмом существует более полувека. Наиболее характерными особенностями организации этой системы, свойственными в той или иной степени различным государствам, являются децентрализованностъ, методический плюрализм, а также большая роль общественных объединений родителей. Сам термин «аутизм» понимается в России и на Западе не вполне одинаково. В США и в Западной Европе данную патологию редко понимают как эмоциональное расстройство, хотя многие не отрицают наличие при раннем детском аутизме (РДА) отклонений в аффективной сфере.