Таможенные органы России относятся к исполнительной власти. Их функционирование определяется вхождением в правоохранительную систему. Деятельность данных органов производится в сфере таможенных интересов и образует федеральную единую систему, являющуюся централизованной. В нее входят [4, с. 54]:
- федеральная таможенная служба;
- таможенные управления регионального уровня;
- таможни;
- посты таможенной службы.
Система учреждений регионального уровня в своей работе придерживается положений, утвержденных органом федеративного уровня. Также этими нормативными документами руководствуются таможни и посты. Служба, контролирующая перемещение через границу государства различных грузов, а также физических лиц, включает в свою систему и учреждения, которые не являются правоохранительными. Их образование осуществляется на уровне исполнительных органов федерального типа.
Принцип построения целостной системы, в которую входят таможенные органы, связан с однородными элементами. Они являются основой контролирующей функции данных учреждений. К ним относят единую [7, с. 124]:
- таможенную политику;
- таможенную территорию;
- организацию функционирования таможенных органов;
- политику тарифного регулирования;
- базу законодательных актов.
Все таможенные органы в своей работе придерживаются принципов [5, с. 105]:
- структурности;
- целостности;
- иерархичности;
- тесных связей с социальной сферой.
Центральным органом исполнительной власти федерального уровня является ГТК РФ. В его функции входит непосредственное осуществление руководства всей системой таможенных организаций. В его компетенции следующее [4, с. 85]:
- определение структуры системы подчиненных ему организаций, реорганизация, ликвидация и регулирование правового статуса региональных служб;
- осуществление права собственника по управлению активами подведомственных органов, а также их финансирование;
- контроль выполнения норм таможенно-процессуальной сферы должностными лицами по вопросам, касающимся контрабандных перевозок, а также рассмотрение жалоб граждан на работу подчиненных ему организаций.
Таможенные органы регионального уровня являются промежуточными в общей системе данных учреждений. Необходимость их создания обусловлена огромной территорией РФ. Региональные органы контролируют и координируют работу подчиненных им организаций на местах. Таможенные органы выполняют ряд определенных функций. Ими являются [6, с. 122]:
- оформление необходимых документов и осуществление контроля над оборотом товаров, осуществляемым через границу;
- взимание пошлин, налогов, сборов таможенного характера, а также контроль над их своевременной уплатой, а в случае необходимости принятие мер принудительного взыскания;
- обеспечение соблюдения порядка при перемещениях грузов и транспорта через границу;
- контроль внешнеторговой деятельности физических лиц и организаций в пределах возложенных обязанностей;
- борьба с контрабандными перемещениями товаров;
- пресечение противозаконного движения через таможенное пространство средств наркотического типа, ценностей, являющихся культурным достоянием, оружия и т.д.;
- оказание помощи в ликвидации международного терроризма.
На таможенные органы РФ возлагаются обязанности по осуществлению валютного контроля в рамках предоставленных им полномочий. Эти организации группируют статистические данные по внешнеторговым связям. Они призваны своими действиями обеспечить выполнение обязательств государства в сфере таможенного дела. Важным направлением в области деятельности системы учреждений внешнеторговых связей является сотрудничество с иностранными компетентными службами. Таможенные органы обязаны также проводить консультации граждан и организаций по вопросам, находящимся в их сфере деятельности.
Таможенные органы – одни из старейших правоохранительных органов, история возникновения и развития которых неразрывно связана с формированием государственной и таможенной границ [4, с. 155]. Таможенные органы являются частью правоохранительных органов, осуществляющих защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства. На них возлагается таможенное дело, под которым понимается таможенная политика РФ, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Таможенной границей являются пределы таможенной территории России, параметры свободных экономических зон и свободных складов [7, с. 110].
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//Российская газета от 25.12.1993. № 237.
2. Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. (ред. от 16.04.2010) // «Собрание законодательства РФ», 13.12.2010, № 50, ст. 6615.
3. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 25.11.2013) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, № 47, ст. 4472.
4. Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы РФ. – Учеб. Пособие. – Р/нД.: «Феникс». 1999. – 298с.
5. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре РФ» от 17 ноября 1995г. с приложением ведомственных нормативных актов. / Под общей редакцией и с предисловием Генерального прокурора РФ Скуратова Ю.И. – М.: «Норма», 1996. 358с.
6. Ноздрачев А.Ф. Таможенные органы России // «Право и экономика» №17, 18. 1997. С. 27.
7. Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 314с.
Читать дальше