заблаговременной подготовке территориальных органов к действиям при чрезвычайных обстоятельствах.
Проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности общества в последнее время приобретает все большую актуальность, требует со стороны государства всё больших усилий.
В обычных условиях поддержание жизнедеятельности общества обеспечивается сложившейся системой управления. Функционирование такой системы эффективно лишь в условиях стабильной общественно-политической обстановки. В ряде случаев обычный порядок жизнедеятельности общества нарушается, что частично либо полностью может нарушить функционирование системы управления. В подобных условиях деятельность органов власти и управления должна быть направлена на обеспечение устойчивого функционирования, прежде всего, объектов жизнеобеспечения и правопорядка, а также оперативной ликвидации кризисной обстановки.
Обеспечение управления в чрезвычайных ситуациях следует рассматривать в качестве специфического вида деятельности государственных органов власти и управления, т.к. имеет обособленный характер, несёт особое содержание и является объективной необходимостью.
В настоящее время деятельность человека оказывает все большее воздействие на природную среду.
Ряд инфекционных заболеваний способны нанести ущерб обществу в результате быстрого распространения в плотно населенных регионах. Природные катаклизмы также представляют реальную опасность для людей. Кроме того, социально-политические конфликты нередко перерастают в вооруженные столкновения. Указанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности вопросов управления в чрезвычайных ситуациях.
Среди многих управленческих аспектов этой проблемы необходимо выделять:
- во-первых, признаки чрезвычайных ситуаций для государственной системы управления;
- во-вторых, систему органов обеспечения управления в чрезвычайных ситуациях;
- в-третьих, правовое обеспечение чрезвычайных ситуаций и деятельности, направленной на своевременное выявление, предупреждение и ликвидацию последствий.
Читать дальше
Деятельность территориальных органов в чрезвычайных ситуациях основывается на соответствующих правовых основах.
В последнее время существенно обновлено нормативное обеспечение наиболее важных аспектов этой деятельности, в результате чего обозначились и наполняются четыре основных блока законных и подзаконных актов, которые регулируют деятельность территориальных органов при чрезвычайных обстоятельствах криминального характера, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, при введении на определенной территории правового режима чрезвычайного положения, а также при введении степени боевой готовности, военного положения, осуществлении гражданской, территориальной обороны и мобилизационной работы.
Нормативные акты, регулирующие деятельность государственных органов, в том числе органов и подразделений МВД России, в особых условиях, различны по юридической природе, времени и сферам действия, адресатам и субъектам, их применяющим, характеру, содержанию, направленности и степени регулятивного воздействия на решение возникающих задач.
Они образуют систему, представленную следующими актами:
- Конституция Российской Федерации;
- конституционные и федеральные законы Российской Федерации;
международные акты и общепризнанные принципы международного права (подписанные и признаваемые Российской Федерацией);
- указы Президента Российской Федерации;
- постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
акты министерства внутренних дел;
- других министерств и ведомств, наделенных по данному вопросу компетенцией надведомственности;
- законные и подзаконные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- акты специализированных органов по чрезвычайным обстоятельствам и чрезвычайным ситуациям.
Читать дальше
Главные требования к оформлению плана — наглядность и удобство пользования.
Титульный лист должен иметь соответствующие надписи и гриф секретности, а также подписи соответствующих руководителей об утверждении и согласовании.
Сведения, подлежащие в последующем периодической корректировке, заносятся простым карандашом.
К плану могут прилагаться бланки формализованных управленческих документов.
В оперативном плане отражаются:
- задачи и функции, которые могут возникнуть при конкретных чрезвычайных обстоятельствах;
- перечень первоочередных действий исполнителей;
- неотложные мероприятия, последовательность и сроки их выполнения;
- количественный и качественный состав имеющихся и необходимых сил и средств;
- источники и порядок комплектования группировок сил и средств;
- системы управления, оповещения и связи;
- порядок координации действий с соответствующими органами государственной власти и управления;
- порядок организации взаимодействия с различными формированиями, работающими в районе чрезвычайной ситуации;
- конкретные мероприятия по обеспечению нормальных условий деятельности и боеспособности органов внутренних дел и органов государственной власти.
К основным документам оперативного плана относятся рабочие карты (планы) и схемы, на которых исходные данные формируются по следующим разделам:
- основные задачи и функции органа внутренних дел и привлеченных сил;
- организация оповещения и связи;
- силы и средства, привлекаемые к действиям при чрезвычайных ситуациях;
- тыловое обеспечение, порядок приведения в готовность сил и средств;
- организация взаимодействия;
- организация управления и связи.
Читать дальше
Планы разрабатываются в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России, образовательных учреждениях МВД России, горрайлинорганах внутренних дел [План действий при чрезвычайных обстоятельствах разрабатывается в органе внутренних дел, где есть штаб (начальник штаба), или подразделение, выполняющее его функции].
Планы применения внутренних войск МВД России при ЧО разрабатываются в объединениях, соединениях, воинских частях и военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования внутренних войск МВД России.
При необходимости планы могут разрабатываться в ГУ МВД России по федеральным округам.
Планы МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации:
- разрабатываются в соответствии с положениями настоящего Наставления и учетом выполняемых задач;
- подписываются начальником штабного подразделения (или подразделения, выполняющего его функции);
- согласовываются с командирами соединений (воинских частей) внутренних войск и в части их касающейся представляются на согласование с командирами соединений (воинских частей) Минобороны России, других войск и воинских формирований, руководителями федеральных органов исполнительной власти или их территориальными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- утверждаются соответствующими руководителями МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и представляются на согласование начальникам Главных управлений МВД России по федеральным округам.
Читать дальше
1.Казинский Н.Е. Тактико-специальная подготовка. Учебник. – М: ДКО МВД России, 2007.
2.Анищенко А.Ю. Тактико-специальная подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям при чрезвычайных обстоятельствах. Учебное пособие. – М: ДКО МВД России, 2006.
3.Осипенко В.Д., Силкин Н.Н. Тактико-специальная подготовка (альбом схем). Учебное наглядное пособие. – М: ДКО МВД России, 2007.
4. Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // Российская газета. – 2006. – 6 марта.
5.Приказ МВД РФ № 88 от 06.02 2012 г. «О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах
Читать дальше