Стандартизация – один из основных механизмов обеспечения требуемого уровня качества и безопасности продукции и услуг в интересах потребителя.
Цели стандартизации:
• Соответствие объектов стандартизации требованиям безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан;
• Обеспечение возможности технической и информационной совместимости объектов стандартизации;
• Достижение оптимального уровня по качеству продукции;
• Единство измерений;
• Экономия ресурсов
Задачи стандартизации:
• обеспечение взаимопонимания сторон (разработчиками и изготовителями, продавцами и потребителями),
• установка требований к номенклатуре и качеству товара, отвечающих интересам потребителя и государства,
• внедрение прогрессивных технологический процессов,
• создание условия совместимости и взаимозаменяемости продукции,
• унификация отдельных частей изделий,
• разработка метрологических правил,
• нормативно-техническое регулирование процесса контроля,
• сертификации и оценки качества продукции и др.
Ключевые принципы стандартизации:
Читать дальше
Метрология относится к такой сфере деятельности, основные положения которой должны быть закреплены именно законом, принимаемым в соответствии с законодательством страны. Это связано с тем, что все юридические нормы, направленные на охрану прав и законных интересов потребителей, должны регулироваться законодательными актами, принимаемыми высшим законодательным органом страны. Законодательство в области метрологии должно содействовать экономическому и социальному развитию страны путем защиты от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.
Деятельность по обеспечению единства измерений (ОЕИ) осуществляется в соответствии с:
• Конституцией РФ (ст. 71р);
• Законом РФ «Об обеспечении единства измерений»;
• Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 №100
• «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг»;
• ГОСТ Р 8.000-2000 «Государственная система обеспечения единства измерений. Основные положения».
Метрологический контроль и надзор метрологическими службами юридических лиц осуществляются путем:
• калибровки средств измерений;
• надзора за состоянием и применением средств измерений (аттестованными для выполнения измерений), эталонами единиц величин (применяемыми для калибровки средств измерений), соблюдением метрологических правил и норм нормативных документов по обеспечению единства измерений;
• выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;
• проверки своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждении типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.
Читать дальше
Еще совсем недавно в период плановой экономики сертификация не занимала такого важного места в экономике страны, как сейчас. В то время продукция, выпускаемая одними предприятиями, выступала как исходное сырье для функционирования других.
Сегодня же системы сертификации активно пользуются услугами испытательных лабораторий. Обратите внимание, что испытательная лаборатория может функционировать как самостоятельная организация или же быть составной частью другой организации, занимающейся сертификацией.
Испытательная лаборатория может проводить испытания продукции или услуг в процессе проведения процедуры сертификации третьей стороной. Это станет возможным при условии независимости сертификации от изготовителя или поставщика, а также от потребителя объекта сертификации и официального признания компетентности самой сертификации.
Центры, которые проводят испытания для сертификации, должны иметь аккредитацию Федерального агентства по метрологии и техническому регулированию РФ с целью осуществления испытаний продукции в области, заявленной ними. Цель данной аккредитации – показать высокую квалификацию специалистов и техническую компетентность испытательного центра. Что касается достоверных и точных результатов при проведении испытаний продукции, то их возможно получить только при наличии современных средств измерения и оборудования, а также обширных знаний и профессионализма сотрудников лаборатории.
Испытательные центры, как правило, специализируются на испытании какой-либо конкретной продукции. А некоторые органы, занимающиеся сертификацией, успешно совмещают свои непосредственные обязанности с функциями лабораторий, занимающихся сертификацией. Такое совмещение может благоприятнейшим образом сказаться на общих затратах, планируемых на проведение работ по сертификации.
Читать дальше
1. Меркулов Г.Г. Сертификация систем качества. Учебное пособие. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.mgup-dc.narod.ru/
2. Лекции [электронный ресурс]. – Режим доступа http://do.rulitru.ru/v21422/лисова_е.а.сост._метрология,_стандартизация_и_сертификация
3. Сертификация в вопросах и ответах. Учебное пособие. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://mgyie.ru/index.php?option=com_remository&Itemid=30&func=fileinfo&id=236
4. Сергеев А.Г. Сертификация. Учеб. пособие — М.: Университетская книга, Логос, 2008.
Читать дальше