Функции лекции (Бадмаев Б.Ц. )
Первая и, пожалуй, известная всем функция лекции — информационная.
Вторая функция лекции — ориентирующая.
Третья функция лекции — разъясняющая, объясняющая.
Четвертая функция лекции — убеждающая. Она осуществляется прежде всего через доказательность утверждений лектора. Бадмаев Б.Ц.: Лекция должна быть интересной и увлекательной.
Кондрашев В.Н. отмечает следующие функции лекции:
1. Исторически информационная функция была первичной. Главная цель лекций в первых университетах состояла в передаче профессором новых знаний студентам.
2. Вторая важнейшая функция лекций — систематизирующая. Новые знания сообщаются на лекции в систематизированном виде.
3. Третья функция лекций — разъясняющая.
4. Развивающая функция лекций заключается в том, что они стимулируют не только запоминание материала, но и мыслительную деятельность студентов.
Далее В.Н. Кондрашев рассматривает методические аспекты подготовки и проведения этого вида занятий.
2. Методика чтения лекции
Б.Ц. Бадмаев отмечает, что один из первых вопросов, который необходимо решить в процессе чтения лекции, — это доведение до сознания аудитории научного содержания основных понятий темы.
Другой важный методический вопрос лекционного преподавания — это доказательность изложения.
Для методики лекции имеет важное значение информативность содержания, отсутствие в нем банальных утверждений, избитых выражений, примитивных примеров, общих рассуждений, не требующих размышления, повторения известных истин на одном и том же познавательном уровне.
И, наконец, нельзя не остановиться на таком методическом вопросе, как проблемностъ изложения. О проблемных методах обучения как разновидности активных методов сказано достаточно подробно в главе 3.
В.Н. Кондрашев Выделяет следующие методические аспекты:
1. Составление конспекта,
2. Начало и конец лекции очень важны во многих отношениях.
3. Организация материала — основная задача лектора.
4. Стиль изложения.
5. Выбор уровня трудности содержания и изложения материала.
6. Постановка вопросов по содержанию лекции.
7. Приведение примеров.
8. Проверка понимания материала студентами.
9. Уровень внимания студентов изменяется в течение лекции.
10. Конспектирование материала лекции студентами.
Б.Ц. Бадмаев отдельно рассматривает Практические, семинарские и лабораторные занятия в учебных группах
Все формы практических занятий (семинары-практикумы, лабораторные и собственно практические занятия) служат тому, чтобы студенты отрабатывали на них практические действия по психологическому анализу и оценке действий и поступков (поведения) людей в разнообразных ситуациях, складывающихся в реальной действительности.
К основным формам практических занятий могут быть отнесены следующие.
Семинары-практикумы, на которых студенты обсуждают различные варианты решения практических ситуационных задач, выдвигая в качестве аргументов психологические положения. Оценка правильности решения вырабатывается коллективно под руководством преподавателя.
Семинары-дискуссии посвящаются обычно обсуждению различных методик психологического исследования применительно к нуждам практики, в процессе чего студенты уясняют для себя приемы и методы изучения психологических особенностей конкретных людей (детей и взрослых), с которыми им придется работать.
Есть два общих принципа подхода к разработке учебных задач для практических занятий.
Первый из них — это принцип «от теории — к практике», когда подбираются вопросы и задачи из числа теоретических проблем и предлагается студентам самим найти соответствующие примеры в практической жизни (в быту, в учебной, трудовой, общественно-политической, спортивной и другой деятельности). Решая такие задачи, студент лучше усваивает теорию, а правильно ответив, демонстрирует уровень своего понимания проблемы.
Второй принцип: «от жизни — к теории». В этом случае в задачах предлагаются различные практические ситуации, которые студент должен проанализировать с точки зрения известной теории.
Читать дальше