Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. С переходом к рыночной экономике, произошли существенные изменения в общественной, политической, государственной системах общества. Само понятие «уровень жизни» многогранно, объемно и охватывает различные сферы деятельности общества и государства в целом.
Актуальность выбранной темы обуславливается необходимостью поиска новых путей повышения социального благополучия населения, реформирования старой системы социальной защиты населения, создания способов и механизмов для предотвращения возможных социальных катастроф и нейтрализации негативных тенденций в развитии современного общества.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают в социальной сфере государства и общества.
Предметом исследования в работе является нормативно-правовая база и труды отечественных учёных по теме.
Цель работы заключается в изучении существующих инструментов государственного управления, а также разработке рекомендаций для ее применения на практике.
Исходя из цели работы, определяются¬ следующие задачи:
1. Определение особенностей и понятия «уровень жизни»;
2. Обоснование критериев эффективности социальной политики государства;
3. Анализ возможных путей повышения эффективности социального управления на федеральном, региональном, муниципальном уровнях.
Читать дальше
«Жизненный уровень является социально-экономическим феноменом, устанавливает определенный мостик между экономикой (производством ВВП) и потреблением созданных в обществе благ, получаемых человеком через принятые в обществе распределительные механизмы и финансовые инструменты». [7, с.5]
Уровень и качество жизни по своему охвату можно разделить на микроуровень и макроуровень. На микроуровне происходят процессы управления населением в целом, а микроуровень относиться к отдельным личностям и семье. Социальная политика так же осуществляется на различных уровнях управления.
Россия богата экономическими, природными, человеческими и иными ресурсами и обладает огромным потенциалом для экономического и социо-демографического развития.
Социальная структура общества состоит из разных групп, слоёв, которые условно разделяются на нищих, бедных, малообеспеченных, среднеобеспеченных, обеспеченных, состоятельных и богатых. Слои общества, имеющие доход ниже прожиточного минимума, находятся за чертой бедности.
Социальные гарантии проявляются в форме социальной защиты населения, которое включает в себя социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь). Социальное страхование бывает двух форм: государственное и негосударственное. Страхование бывает обязательным и добровольным. Видами социального страхования являются: пенсионное страхование, страхование от несчастных случаев, страхование на случай безработицы и др.
Читать дальше
В целях определения путей и способов повышения благосостояния российских граждан Правительство РФ разработало Концепцию 2020. Она ориентирована на опережающее развитие научно-технического потенциала российского государства, что обеспечивает глобальную конкурентоспособность России в важнейших технологических областях.
Первый раздел Концепции посвящен социально ориентированному типу развития, вопросам взаимодействия государства, бизнеса и общества. Во втором разделе указаны контрольные цифры и показатели. Третий раздел отводить роль человеческому потенциалу: рассматриваются демографическая политика, модернизация и развитие здравоохранения, образования, культуры, рынка труда, социальных институтов и социальной политики, пенсионной системы, дается оценка рынка жилья. Проблемы формирования институциональной среды, долгосрочные приоритеты денежно-кредитной и бюджетной политики, развитие финансовых рынков и банковского сектора рассмотрены в следующем разделе. Важнейшим приоритетом в развитии государства и экономики должен стать фактор стабильности. Социальная стабильность должна обеспечиваться посредством создания новой модели экономического роста. Особое внимание стратегия 2020 уделяет вопросам управления государственной собственностью и приватизации. Одним из путей повышения благополучия населения является развитие транспортной системы, связи и информации. Этот процесс так же приведет к территориальной и информационной целостности государства и общества. Реформированию подлежит пенсионная система. На сегодняшний день создана накопительная система расчета пенсий.
Приоритетным направлением политики является повышение уровня образования, решение миграционных вопросов, преодоление уровня безработицы, преодоление бедности и сокращение неравенства. Политика России должна стремиться к международным ориентирам ВВП.
Читать дальше
Попробуем выделить основные показатели критерии эффективности развития качества жизни населения. Это представляется в комплексе индикаторов потребления (товаров и услуг), доходов (оплаты труда, пенсий и пособий), жилищного обеспечения ( ЖКХ, жилье), главных инфраструктурных компонентов (образования и здравоохранения). Это не все компоненты, сюда можно включить ещё проблемы экологической обстановки, безопасности жизни, транспортной доступности, социально-культурных условий и многое-многое другое.
Особенности управления в сфере здравоохранения, защиты семьи, социальной защиты в том, что в соответствии с положениями ст.72 Конституции РФ они находится в совместном ведении Федерации и субъекта Федерации и необходимо знать, насколько эффективно выполняют стороны свои полномочия (схема №1).
Читать дальше
Таким образом, исследование теоретических и практических проблем позволило выявить особую роль управления в повышении качества жизни населения и определить ключевые сферы, способствующие формированию социального государства. Целевой ориентир Концепции 2020 направлен на повышение уровня ВВП, уровень доходов и жизни к 2020 г. должен достигнуть показателей, характерных для развитых экономик.
Разработка путей реформирования системы управления по повышению уровня жизни населения должна вестись по следующим направлениям:
-поддержание занятости населения на приемлемом уровне и проведение политики роста денежных доходов населения;
- совершенствование системы социальной защиты граждан за счет разработки и реализации государственных программ борьбы с бедностью, комплексной защиты населения
- развитие и внедрение современных информационных технологий в системе социальной политики и регулирование платных социальных услуг;
- разработка государственных стандартов услуг в здравоохранении, образовании, культуре и социальном обслуживании населения (с учетом региональных и местных условий воспроизводства рабочей силы и населения) для их адресного использования в планировании расходов на социальную сферу и их поэтапного повышения.
- разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов Российской Федерации по социальным вопросам;
- разработка структурного реформирования государственного управления социальным комплексом, включая нормативно-правовое обеспечение его развития.
Итак, только управление, нацеленное на конечный результат, опирающееся на проводимые меры, ранжированные по своим приоритетам, будет по настоящему эффективным.
Читать дальше
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Рос. Газета. 1993. 25 дек.
2. Программы социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 гг.: Закон Свердловской области от 15.06.2011 № 36-ОЗ (ред. от 17.10.2013), принят Обл. Думой Законод. Собр. Свердл. обл. 17.05.2011// Областная газета, № 212-215, 17.06.2011
3. О Программе по реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Свердловской области на 2011 - 2015 годы: Постановление Правительства Свердловской области от 16.11.2011 № 1575-ПП (ред. от 10.04.2013)// Областная газета, № 441-442, 25.11.2011
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г., о путях стабилизации и повышения уровня жизни населения России: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р ( с изм. и доп. от 8 авг. 2009 г.) // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, № 47, ст. 5489.
Монографии, научные сборники, учебники, энциклопедии, словари:
5. Аганбегян А.А. О приоритетах социальной политики // SPERO №12. 2010. 30 с.
6. Роик В.Д. Становление системы социального страхования в России// Российский экономический журнал. 2007. № 3. 110 с.
7. Римашевская Н.М., Бочкарева В.К., Волкова Г.Н. Региональные особенности уровня и качества жизни: Монография. // М.: ООО М- Студио, 2012, 392 с.
8. Сиволобов В. В. Общественная среда как условие формирования демографической политики современной России. Санкт-Петербург: ООО «ЮПИ», 2010. 320 с.
Читать дальше