Систематическое повышение квалификации и профессиональная переподготовка являются юридически обязательной частью и элементом прохождения государственной службы каждым государственным гражданским служащим в любом государственном органе.
В существующей системе государственной службы профессиональное развитие тесно связано с продвижением по службе, оценкой качества службы, уровнем денежного содержания, присвоением классных чинов, применением мер поощрения и т.д.
Сама государственная служба считается творческим трудом, поэтому государственный служащий, избравший ее своей профессией, должен непрерывно повышать свой теоретический уровень на протяжении всей служебной деятельности независимо от замещаемой государственной должности. Именно по этим причинам профессиональная переподготовка и повышение квалификации органически встроены в систему прохождения государственной службы.
Сказанное свидетельствует в пользу актуальности деятельности учебных организаций, которые оказывают услуги государственным органам и органам местного самоуправления по повышению уровня квалификации и компетентности соответствующих служащих.
Целью настоящей контрольной работы является освещение вопросов, связанных с порядком осуществления учебными учреждениями высшего профессионального образования, услуг по повышению квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих.
Читать дальше
В настоящее время обучение, повышение квалификации и профессиональную переподготовку служащих государственного и муниципального управления осуществляет около 160 учебных заведений, находящихся в 82 городах РФ .
Ядром подготовки кадров является Государственная академия управления при Президенте РФ (РАГС). Она представляет собой целую сеть учреждений (созданных в 1994 году на основе Российской академии управления и учебных заведений, подведомственных президентской кадровой службе «Роскадры», унаследовавшей ее от Высшей партийной школы и Академии общественных наук при ЦК КПСС). Помимо московской академии, играющей роль головного центра, в нее входят девять региональных академий, 40 филиалов и 11 представительств. В этих учебных заведениях, охватывающих 65 регионов страны, ежегодно обучается 65 тысяч человек, а переподготовку и повышение квалификации проходит более 15 тысяч человек.
Обучение в стенах РАГС осуществляется по нескольким программам. Основное место среди них занимает программа второго высшего образования. Она рассчитана прежде всего на дипломированных специалистов с высшем образованием из числа руководителей и служащих органов государственной власти и управления. Обучение по очно-заочной форме занимает три года. Такая программа финансируется из средств государственного бюджета, а также за счет средств учреждений, предприятий и граждан. Основные специальности в рамках данной программы — «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция», «Менеджмент».
Читать дальше
В первую очередь, необходимо указать нормативно закрепленные требования к повышению квалификации гражданских служащих. Во-первых, повышение квалификации гражданских служащих является обновлением знаний и совершенствование навыков гражданских служащих, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач.
Во-вторых, повышение квалификации осуществляется в целях:
а) освоения актуальных изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности гражданских служащих (тематические и проблемные конференции и семинары) – объемом от 18 до 72 аудиторных часов (краткосрочное повышение квалификации);
б) комплексного обновления знаний гражданских служащих по ряду вопросов в установленной сфере профессиональной служебной деятельности для решения соответствующих профессиональных задач – объемом от 73 до 144 аудиторных часов.
В-третьих, при освоении программы повышения квалификации объемом более 72 часов гражданскому служащему в качестве ее разделов могут быть зачтены программы краткосрочного повышения квалификации, освоение которых подтверждено документами государственного образца, полученными не позднее 3 лет до начала обучения по соответствующей программе повышения квалификации .
Читать дальше
Обучающие средства и приемы проведения занятий по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных и муниципальных служащих, как правило, представляют собой оригинальную образовательную технологию. Учебные занятия проводятся в формах проблемно-информационных лекций, тренингов, ролевых и деловых игр, игр-тренажеров, командных тренингов делового взаимодействия, где чрезвычайно высок коэффициент активности слушателей. Это не просто формы и методы активного обучения, это – интерактивные занятия, в которых слушатель, взаимодействуя с другими участниками образовательной деятельности, добывает себе и сообщает другим новые знания, умения и навыки.
В таких формах происходит вовлечение слушателя сначала в имитированную профессиональную ситуацию, где требуется выбрать подлежащие применению навыки и попробовать в учебной ситуации их применить, чтобы затем в самостоятельной практике уверенно использовать и обогатить свой собственный опыт. В период обучения на курсах преподаватели осуществляют патронаж (курирование) слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Основополагающая цель курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки является освоение государственными и муниципальными служащими четырех базовых предметных блока:
получение навыков работы с нормативно-правовыми актами и юридическими документами;
Читать дальше
В настоящее время обучение, повышение квалификации и профессиональная переподготовка служащих государственного и муниципального управления осуществляется в целой сети образовательных учреждений в соответствии с формируемым ежегодно государственным и муниципальным заказом.
Организация и проведение курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих является важнейшей задачей любого крупного и престижного образовательного учреждения высшего профессионального образования.
Основными принципами курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих являются:
1) обязательность;
2) периодичность;
3) целевая направленность.
Образовательные учреждения, реализующие программы дополнительного профессионального образования для гражданских служащих, самостоятельно определяют их содержание и технологию обучения. Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих включает их профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку.
Основополагающая цель курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки является освоение государственными и муниципальными служащими четырех базовых предметных блока:
получение навыков работы с нормативно-правовыми актами и юридическими документами;
Читать дальше
1. Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 N 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 12.05.2008, N 19, ст. 2194.
2. Ковальчук А. Где выучиться на государственного чиновника? // «Отечественные записки». 2009. № 4.
3. Мартынов А.В. Современные методы организации и проведения курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных и муниципальных служащих. Учебно-методическое пособие. Н. Новгород. 2012. – 42 с.
4. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственные и муниципальные финансы», «Юриспруденция», «Политология» / Р.Т. Мухаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 687 с.
5. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики: учебник для студентов / В.В. Черепанов. — 2-е изд., пере-раб. и доп. - M.: ЮНИТИ-ДАНА,2012 - 679 с.
Читать дальше