Дети так рано начинают осваивать технологический мир, что уже в 6–7 лет бывают информированы не хуже своих родителей. Так называемый эффект индиго, раннего познавательного развития, делает бессмысленным выделение возрастных границ. Мир больше не раскрывается перед детьми постепенно, как это было в эпоху культуры чтения [3]. Агрессивное и внезапное возникновение телевидения в жизни ребенка ставит в сомнительное положение его родителей, провоцируя недоверие к тому, о чем они говорят.
Неопределенность и незнание авторами возрастных критериев сказываются на форме, в которой работники телевидения пытаются преподносить содержание сюжетов детской аудитории.
В когнитивном развитии ребенок проходит четыре стадии, на каждой из которых у него вырабатываются определенные схемы, психические структуры: сенсомоторная стадия (до 2 лет), дооперациональная стадия (2–7 лет), стадия конкретных операций (7–12 лет), стадия формальных операций (после 12 лет). Пиаже рассматривал схемы более объемно, чем просто последовательность усвоенных навыков манипулирования знаниями о мире. Выделяемые характеристики когнитивного развития содержат знания (представленные на разных уровнях) о самом ребенке в его представлениях о мире.
Для детей дошкольного возраста характерно следующее.
Эгоцентризм: им сложно понять точку зрения другого. Например, дети выбирают подарок другу или родителю, но точно такой, какой им самим нравится (машинку для мамы, пистолетик для бабушки).
Центризм: детям трудно учитывать несколько свойств предмета одновременно (мяч или круглый, или красный). Помимо того что ребенок воспринимает содержание программы, он оценивает, сколько усилий ему придется потратить на просмотр. Если содержание знакомое, коэффициент AIME снижается, если новое повышается, а с ним увеличивается и мотивация просмотра телепрограмм. Дети различаются по уровню мотивации.
Читать дальше
1. Аскарова Г. Б. Категориальный уровень осмысления феномена социально-нравственной ориентации: Автореф. дис. … доктор пед. наук. – Майкоп, 2006 – 23 с.
2. Краля Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие / Н. А. Краля. – Омск: ОмГУ, 2005 – 60 с.
3. Меерович М. И., Шрагина Л. И. Технология творческого мышления / М. И. Меерович, Л. И. Шрагина. – Минск: АСТ, 2000. – 210 с.
4. Официальный сайт компании «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/
5. Сахновский-Панкеев В. С. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь. Лен. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии / В. С. Сахновский-Панкеев. – Л.: Искусство, 1969. – 232 с.
6. Чехов М. А. О технике актера. Литературное наследие: В 2 т.: Т. 2 / М. А. Чехов. – М.: Искусство, 1986. – 428 с.
Читать дальше