Прежде чем говорить об управлении конфликтами и о специфике социальной работы как формы практической деятельности, следует напомнить, что вообще понимается под деятельностью. В научной литературе термин «деятельность» имеет весьма широкое распространение. Гегель употреблял это понятие по отношению к движению. В философии данный термин употребляется в качестве инструмента изучения общественной жизни в целом, отдельных ее форм, исторического процесса.
Рассматривая содержание и структуру социальной работы как вида деятельности, надо исходить, с одной стороны, из общепринятой философской и психологической трактовки деятельности, а с другой — учитывать специфические особенности и факторы, характеризующие ее. Л. П. Буева определяет деятельность как способ существования и развития общества и человека всестороннего процесса преобразования им окружающей природной и социальной реальности, включая его самого, в соответствии с его потребностями, целями и задачами [19, с. 13]. Среди основных признаков деятельности она выделяет следующие: целенаправленность, преобразующий и созидательный характер, предметность, детерминированность общественными условиями, обмен деятельностью, общение действующих индивидов.
Социальная деятельность, цель которой состоит в поддержании жизнеобеспечения и социального функционирования личности, является пространством осуществления социальной работы.
Можно выделить ряд конкретных видов деятельности специалиста по социальной работе. К ним относятся: консультационная, исследовательско -аналитическая, организационно-управленческая, административная деятельность и др. Но при этом надо иметь в виду, что тот или иной вид деятельности преобладает в зависимости от основных функций того или иного социального специалиста.
Профессии, предполагающие постоянную работу с людьми и постоянное общение в ходе профессиональной деятельности, относятся к системе «человек-человек». Данные профессии, как правило, связаны с такими сферами, как медицинское обслуживание (врач, медсестра и т.д.), обучение и с воспитание (воспитатель, гувернер, тренер, учитель и т.д.), правовая защита (юрист, участковый инспектор и т.д.). Отдельно в этой группе можно выделить те сферы деятельности, которые связаны с оказанием той или иной помощи человеку, группам людей, то есть те, которые относятся непосредственно к «помогающим» профессиям (врач, психолог, учитель, социальный работник и др.) [1, С.92-93]. Социальная работа также относится к типу профессий «человек – человек» и является помогающей профессией.
Читать дальше