Функции государства представляют собой объективно необходимые направления его деятельности, без которых общество не может нормально существовать и развиваться.
Конкретное содержание и перечень функций государства определяется сущностью самого государства. Например, функции государства в условиях рыночной экономики существенно отличаются от функций государства в условиях административно-командной системы.
Как правило, функции государства в условиях рыночной экономики обусловлены неспособностью рыночного механизма в решении ряда проблем. Так, например, рынок неспособен удовлетворить потребности в общественных благах, решить экологические и социальные проблемы, способствовать развитию фундаментальных научных исследований, требующих огромных ресурсов. Для рыночной экономики свойственен монополизм, который имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Одной из отрицательных сторон монополизма экономики, проявляющейся на макроуровне, является инфляция. Цикличность развития экономики также требует принятия мер на уровне государства.
Таким образом, можно выделить такие основные функции государства в рыночной экономике как:
1. Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики.
2. Поддержание рыночной конкуренции.
3. Решение вопросов, связанных с внешними эффектами, проблемами экологии.
4. Предоставление общественных благ.
5. Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.
6. Распределение и перераспределение национального дохода, и обеспечение социально-экономической поддержки.
7. Участие в хозяйственной деятельности.
Реализация государством своих функций осуществляется, в том числе, и посредством макроэкономического регулирования.
Макроэкономическое регулирование представляет собой систему мер государства в лице правомочных государственных учреждений и общественных организаций, имеющих законодательный, исполнительный и контрольный характер и направленных на стабилизацию и приспособление существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Таким образом, макроэкономическое регулирование, в отличие от частного регулирования, которое, например, может быть направлено на регулирование деятельности естественных монополий, обращено на функционирование экономической системы страны в целом. Оно осуществляется в интересах всего общества и предполагает проведение государством активной экономической и социальной политики.
При этом цели макроэкономического регулирования могут быть представлены как система, являющая собой своего рода пирамиду целей, находящихся в определенной субординации, изменяющихся в результате эволюции конкретных условий в той или иной стране в данный исторический момент.
В обозначенной системе (пирамиде) целей макроэкономического регулирования, главной целью является экономическая и социальная стабильность в обществе. Все прочие цели (конкретные цели) являются производными от главной цели и могут быть первичными, вторичными, третичными и т.д.
Во многих научных и учебных публикациях на Западе выделяются четыре главные цели госрегулирования (цели первого порядка), объединяемые понятием «магический четырехугольник»: обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу страны; минимизация безработицы; стабильность цен; внешнеэкономическое равновесие, выражающееся в бездефицитном или умеренно-дефицитном платежном балансе. О «магическом четырехугольнике» говорится в том смысле, что одни его цели противоречат другим. Так, стимулирование занятости населения посредством дополнительных государственных расходов подстегивает рост бюджетного дефицита, а, в конечном счете, и инфляции. «Магия» как раз и состоит в том, чтобы двигаться во всех четырех направлениях более или менее равномерно.
Читать дальше
Инфляция - это повышение общего уровня цен в стране.
Кроме этого определения, в экономической литературе существует определение инфляции и как переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает снижение покупательной способности денежной единицы.
Два данных выше определения инфляции выражают два разных научных подхода к трактовке сущности этого экономического явления: монетарный и немонетарный (кейнсианский).
Ученые, придерживающиеся монетарной трактовки этого явления, склоняются к тому, что инфляция имеет денежную природу. По их мнению, инфляция является следствием нарушения закона денежного обращения, то есть более быстрым ростом денежной массы по сравнению с объемом производства. В результате такое нарушение приводит к росту цен, снижению покупательной способности денег, или, другими словами, их обесценению.
С точки зрения кейнсианского подхода, инфляция является тем механизмом, с помощью которого восстанавливается равновесие, например, в системе фискального баланса или относительных доходов. Следовательно, инфляция такого типа не может быть названа чисто монетарным явлением
Причины инфляции могут быть связаны как с денежными (монетарными) факторами, так и с неденежными факторами. При этом преобладание денежных факторов вызывает инфляцию спроса («инфляцию покупателей»), тогда как преобладание неденежных факторов вызывает инфляцию предложения (издержек) («инфляцию продавцов»).
Инфляция спроса может быть вызвана следующими факторами:
Монетарные факторы:
- рост номинального количества денег, превышающий рост производства при неизменной скорости их обращения;
- возрастание скорости оборота денежной массы, вызванное инфляционными ожиданиями экономических субъектов.
Немонетарные факторы:
- изменение поведения экономических субъектов (автономного реального потребления домашних хозяйств, плановых инвестиций фирм, государственных расходов и чистого экспорта);
- структурные сдвиги в совокупном спросе.
Для более полного раскрытия причин инфляции спроса можно добавить, что, например, эмиссия денег может быть следствием наличия бюджетного дефицита, который, в свою очередь, может быть вызван увеличением государственных расходов, милитаризацией экономики или внешним долгом.
Читать дальше
1. Булатов А.С. Экономика: Учебник [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.be5.biz/ekonomika/e010/26.htm#3
2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика – СПб.: Питер, 2006. – 544 с.
3. Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика:Учебник / Общая редакция Л.С.Тарасевича – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. – 656 с.
Читать дальше