ТЕМА: Лексика ограниченной сферы употребления. Жаргонная и арготическая лексика
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные: дать базисную информацию о лексике ограниченной сферы употребления; научить различать понятия «жаргон» и «арго»; научить находить жаргонизмы и арготизмы в тексте.
Развивающие: развивать навыки логического лингвистического мышления, «чувства» языка, понимания логических путей его развития; развивать умение понимать значение незнакомого слова по контексту.
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к родному языку, а также стойкое желание языкового саморазвития и самосовершенствования.
ОБОРУДОВАНИЕ: доска, мел, учебник, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
АКТУАЛИЗАЦИЯ (5-7 минут): Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы продолжим изучение такого раздела русского языка, как лексикология. На предыдущих уроках мы уже успели ознакомиться с опорными понятиями лексикологии, поэтому, думаю, вам не составит большого труда ответить на мои вопросы:
1. Что такое лексикология? — Наука, изучающая словарный состав языка.
2. Что такое лексика? — Это словарный состав языка.
3. Что такое общеупотребительные слова? — Это слова, которые известны всему народу (или большей его части); это те слова, которыми мы пользуемся ежедневно.
4. Что такое профессионализмы? — Это слова, которые употребляются в пределах определенной профессии.
5. Что такое диалектизмы? — Это слова, которые употребляются только жителями определенной местности.
ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ
А теперь давайте запишем несколько слов (записывают слова). А теперь давайте попробуем разделить их на группы: отдельно записываем профессионализмы, отдельно — диалектизмы, отдельно — общеупотребительные слова. Давайте проверим (кто-то из учеников читает, что получилось). Но
1. Земля — общеупотребительное.
2. Идти — общеупотребительное.
3. Аккорд — профессионализм.
4. Говорить — общеупотребительное.
5. Ступай — диалектизм.
6. Акварель — профессионализм.
7. Вестимо — диалектизм.
8. Синий — общеупотребительное
9. Наждак — профессионализм.
10. Небо — общеупотребительное
11. Красивый — общеупотребительное
А теперь запишем еще несколько слов (учитель пишет на доске). К каким группам можно отнести эти слова? (Дети делают вывод, что слова нельзя отнести ни к одной группе.)
Баксы, пахан, кент, клево, рыжуха.
Эти слова относятся к жаргонной лексике.
Давайте откроем учебники и прочитаем правило.
Жаргон — это речь какой-нибудь социальной или иной, объединенной общими интересами группе, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, условных.
Читать дальше