В начале второго десятилетия XXI века Россия и Евросоюз (ЕС) являются влиятельными региональными и глобальными игроками по широкому кругу экономических, политических и иных вопросов. До начала мирового экономического кризиса они переживали длительный период укрепления своих позиций на международной арене. Для ЕС это стало логическим продолжением его развития с 1950-х годов; для России новый период роста и укрепления сил пришел на смену деструктивным 1990-м годам.
К настоящему времени Москва и Брюссель рассматривают друг друга как чрезвычайно важных партнеров практически во всех сферах жизни. Их отношения проделали за последние два десятилетия большой путь, но и сегодня потенциал для углубления сотрудничества крайне велик. В экономической, научной, культурной сферах, на уровне человеческого общения Россия и ЕС уже представляют собой тесно переплетенный организм. В плане политическом сохраняется немало проблем, однако решение каждой из них возможно. Объективные условия для перехода от ситуации взаимовыгодного сотрудничества, перемежающегося с конкуренцией, к стратегическому партнерству, бесспорно, существуют. Путь к нему зависит в основном от того, насколько стороны будут готовы проявить соответствующую политическую волю и насколько быстро Евросоюз не только в экономическом, но и в политическом плане станет автономным центром принятия решений в мире.
Читать дальше
История отношений современной России и Европейского союза насчитывает немногим более двадцати лет. Формальной точкой отсчета служит Соглашение о торговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве, подписанное еще в советское время в декабре 1989 г. После распада Советского Союза потребовался относительно короткий период для того, чтобы новая Россия и ЕС в июне 1994 г. заключили юридически обязывающее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Однако взаимодействие сторон с самого начала отличалось непростым характером; об этом говорит уже то, что СПС вступило в силу лишь три года спустя после его подписания. В течение всех прошедших лет наполнение партнерства реальным содержанием в большой степени зависело от значительного количества внутренних и внешних факторов.
Европейский Союз является крупнейшим торговым партнером России. Доля ЕС15 в товарообороте РФ с зарубежными странами составляла более одной трети, а после расширения 2004 года на ЕС25 приходится уже около половины всего объема внешнеторговых связей России. Эта торговля отличается положительной динамикой: товарооборот между ЕС и Россией более, чем удвоился за восемь лет (1995-2003 г.), достигнув 85 млрд. долл, причем положительное сальдо России составило около 20 млрд. долл (табл.1).
Читать дальше
В период с 2002 по 2012 год основными характеристиками международной торговли товарами между ЕС и Россией были значительный рост и продолжающийся дефицит. И экспорт, и импорт продолжали расти до 2008 года, значительно сократились в 2009 году, а затем восстанавливались и достигли нового годового максимума в 2012 году. Экспорт ЕС в Россию вырос с 34,5 млрд долл в 2002 году до 123,4 млрд в 2012, а импорт – с 65,2 млрд долл в 2002 году до 215,0 млрд в 2012 году. В результате торговый дефицит ЕС с Россией увеличился с 30,7 млрд в 2002 до 91,6 млрд в 2012 году.
За первые девять месяцев 2013 года по сравнению за аналогичный период 2012 года экспорт из ЕС в Россию немного сократился с 91 млрд долл до 90 млрд, а импорт – со 159 млрд до 156 млрд. В результате торговый дефицит немного снизился с 68 млрд в период за первые девять месяцев 2012 до 66 млрд в аналогичный период 2013 года.
Россия, на долю которой приходится около 7% всего экспорта товаров из ЕС28 и 12% всего импорта ЕС28, является третьим по значимости торговым партнером ЕС28 после США и Китая.
По случаю 32-го саммита Россия-Европейский Союз, который пройдет 28 января 2014 года в Брюсселе, Евростат, Статистическое бюро Европейского Союза, публикует последние данные по торговле и инвестициям между Россией и ЕС.
Читать дальше
Отношения с Евросоюзом находятся в центре внешней политики и внешнеэкономической политики России. Это, в том числе, нашло свое отражение в Концепции внешней политики Российской Федерации.
Основной стратегической целью наших взаимоотношений с Евросоюзом является продвижение к созданию единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана.
В процессе движения к этой цели мы выступаем за укрепление нашего взаимодействия с ЕС и в качестве подзадачи видим формирование четырех общих пространств: экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; научных исследований и образования, включая культурные аспекты.
Если принять во внимание экономическую составляющую этой подзадачи, на наш взгляд, в ее решении нам следует ориентироваться, в том числе, на следующие приоритеты:
• расширение взаимных инвестиций и трансфер технологий,
• образование и подготовка кадров для бизнеса,
• регулирование бизнеса, включая техническое регулирование и вопросы стандартизации, малое и среднее предпринимательство.
Читать дальше
Необходимо максимально тесно сотрудничать для решения существующих проблем с ЕС на всех треках в формате межпарламентских связей с Евросоюзом и его отдельными государствами-членами. Важно привлечь компании и объединения предпринимателей, которые формулируют позитивную повестку дня.
Именно совместная работа российских законодательных и исполнительных органов власти на данных направлениях позволит нам в максимальной степени содействовать созданию благоприятных условий для торгово-экономического сотрудничества России и ЕС и достижению поставленных перед нами целей.
Из нашего реального взаимодействия должна вытекать и логика разработки нового базового соглашения (НБС). Текущее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве по общему признанию устарело и не учитывает новых торгово-политических (присоединение России к ВТО, формирование Таможенного Союза/ЕЭП с передачей ему ряда национальных компетенций в возможной сфере НБС), экономических, технологических реалий. Мы готовы к поиску с ЕС развязок по всему комплексу вопросов НБС. Главное – обеспечить его взаимовыгодный и равноправный характер на длительную перспективу.
Читать дальше
1. Гвозденко Д.В. Создание Общего Европейского Экономического Пространства между Россией и Европейским Союзом. / Препринт # BSP/2003/068 R. - М.: Российская Экономическая Школа, 2003. - 49с.
2. Россия — Европейский союз: возможности партнерства / [И.М. Бусыгина (рук.) и др.]; [гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по междунар. делам. — М. : Спецкнига, 2013. — 96 с.
3. http://eeas.europa.eu/delegations/russia/index_ru.htm
4. http://europa.eu.int/comm/trade/issues/bilateral/countries/russia
5. http://www.referent.ru/1/40586
6. http://magazines.russ.ru/vestnik/2001/2/
7. www.europa.eu.int.
Читать дальше