Цель проведенного исследования.
Целью проведенного исследования, как уже было выше сказано, стала попытка изучить стратегию преодоления кризиса в качестве посредников и регуляторов между стрессом и качеством жизни среди родителей с детьми, страдающим аутизмом.
Объекты и участники исследования.
В исследовании, приведенном в данной статье, участвовали 184 родителя, имеющих детей, страдающих аутизмом.
С целью определения размера выборки, которая основывалась на анализе мощности, был предложен метод Коэна, который стали использовать с 1988 года.
Для определения размера выборки , основанный на анализе мощности ,
Был использован метод Коэна (1988 ) для анализа мощности. В исследовании участвовали родители, если их дети подходили под три основных условия:
1. возраст ребенка до 12 лет
2. ребенок имел клинический диагноз «аутизм». Диагноз должен был быть поставлен в специализированном центре, лицензированным профессионалом.
3. ребенок умеет писать или читать по-арабски.
Материалы и методы исследования.
1. Стрессовый индекс родителей- сокращенная форма. The Parenting Stress Index—Short Form (1995 год).
Сокращенная форма для определения стрессового индекса родителей представляет собой анкету, включающую 36 пунктов. Данная анкета используется с целью определения и измерения стресса, который непосредственно возникает при воспитании детей, имеющих возраст до 12 лет. Данная шкала наиболее широко используется в разнообразных исследований данного характера. Все пункты в анкете должны оцениваться от 1го до 5ти или от категорически не согласен до сильно согласен. Наиболее высокие показатели данного теста будут свидетельством о высоком уровне стресса у родителей. Для него, а именно для общей шкалы, α Кронбаха равнялась 0,91.
2. Пересмотренный список способов борьбы The Revised Ways of Coping Checklist (Folkman& Lazarus, 1988).
Данный опросник включает в себя 66 положения, которые подразделяются на восемь составляющих блоков, которые отражают различные когнитивные и поведенческие пути преодоления стресса.
Родители, которые участвовали в эксперименте должны были ответить на каждый из предложенных вопросов. Оценивались утверждения от 0 до 3 или не используется до используется часто.
3. Оценка качества жизни по всемирной организации здравоохранения The World Health Organization Quality of Life Assessment–Bref self-administered instrument (WHO, 1996)
Данный опросник включает в себя 26 вопросов. Эти вопросы были составлены таким образом, что бы попытаться определить меру в качестве жизни, которую можно использовать в семьях различных культур.
Все вопросы подразделяются на четыре блока, которые затрагивают физический, психический, социальный и экзогенный факторы качества жизни. Кроме того, затрагивают два индивидуальных вопроса: как именно индивид понимает здоровье и качество жизни. Каждое утверждение нужно оценить в баллах от 1 до 5. Причем, чем выше балл, тем выше качество жизни. В проведенном исследовании оценивался и рассматривался общий балл, полученный при ответах на все предложенные вопросы.
Данный опросник является наиболее достоверным и надежным для оценки качества жизни человека. Для него, а именно для общей шкалы, α Кронбаха равнялась 0,93.
Этический вопрос.
Исследовательский комитет из Научно-Исследовательского центра Иордании выполнил все требования со стороны этики и деонтологии. Всем участникам до получения согласия на исследования были объяснены и обоснованы цели исследования, материалы и методы данного исследования, а так же возможные риски. Участие родителей с детьми, страдающих аутизмом, было исключительно добровольным. При желании они могли отказаться от дальнейшего участия исследовании на любом из его этапов.
Результаты проведенного исследования.
Как уже неоднократно было сказано выше, в исследовании приняло участки 184 родителя. Причем 62% (114 человек), были матерями. На долю отцов пришло всего лишь 38% (70 человек). Средний возраст родителей составил 37 лет (возраст всех опрошенных колебался от 21 года до 69 лет). 96,7% (178 человек) были женаты.
Что касается образования родителей, то 42,6% (85 человек) закончили только школы, 23,9% (44 человека) имели диплом о высшем образовании, а 29,9 (55 человек) имели степень специалиста, бакалавра и выше.
Чуть больше половины родителей, а именно 56% (103 человека) не имели места работы.
Все родители имели только одного ребенка, страдающего аутизмом.
Все дети в данном исследовании были диагностированы при использовании критериев DSM-IV (APA, 2000). Данные критерии представляют собой стандартную диагностическую процедуру в стране для детей, страдающих аутизмом.
Из осмотренных детей больше половины, а именно, 84% (155 детей) были мальчиками. И только 16% (31 ребенок) были девочками. Средний возраст обследуемых детей составил 6,3 года (возраст колебался от 2 до 12 лет). Средний возраст появления симптомов у детей составил 2 года. Диагноз был поставлен, в среднем, в 3 года.
При оценке уровня стресса у родители, было выяснено, что общий балл был равен 118. Данный бал соответствует клинически значимому уровню стресса. Наиболее часто родители пытались применять метод «позитивной переоценки» (среднее значение по баллам 74,3). В тоже время как метод «дистанцирования» использовался намного реже (оценка по баллам равнялась 55,19). Среднее значение для шести других стратегий борьбы со стрессом колебалось от 55 до 68 баллов.
Среднее же значение качества жизни родителей было равно 80 баллов.