Создание в конце 70-х годов прошлого столетия производственных и научно-производственных объединений было предвестником кластеризации экономики.
Сельское хозяйство — отрасль хозяйства, направленная на обеспечение населения продовольствием (пищей, едой) и получение сырья для ряда отраслей промышленности. Отрасль является одной из важнейших, представленной практически во всех странах.
Коллективизация сельского хозяйства в СССР, преобразование мелких, единоличных крестьянских хозяйств в крупные общественные социалистические хозяйства путём кооперирования. В переходный период от капитализма к социализму важнейшим звеном социалистической реконструкции экономики является социалистическое преобразование сельского хозяйства, то есть формирование социалистических производственных отношений в деревне.
Тогда промышленные предприятия, которые принадлежали к пищевой, легкой и подобным областям и миссией которых было выполнение плана, что практически совпадало с госзаказом, были реформированы в так называемые производственные объединения с целью насыщения рынка товарами широкого потребления и стали прообразом потребительского маркетинга на государственном уровне. А из предприятий-производителей промышленной, в частности, производственно-технической продукции (средств производства) создались научно-производственные, проектно-производственные и производственные объединения, целью которых было более быстрое и эффективное внедрение новых идей, конструкторских разработок и новейших технологий в производство.
Промышленность. - Это слово употребляется в более широком и более узком смысле. В первом смысле под ним разумеют вообще всякую хозяйственную деятельность человека, которая ведется как промысел и направлена на создание, преобразование или перемещение материальных предметов.
В сложившихся условиях отношения личных подсобных хозяйств с институтами инфраструктуры, научными учреждениями, государственными и муниципальными органами власти можно рассматривать в рамках кластерного подхода. Совместная работа перечисленных выше структур, как единого социально-экономического организма, может дать новый импульс их эффективному развитию. Взаимоотношения хозяйств населения с сельскохозяйственной организацией открывает возможности для эффективного управления производственными, финансовыми, логистическими процессами, создает основу конкурентоспособности на агропродовольственном рынке.
Кластерный подход обеспечили единоначалие и персональную ответственность за конечный производственный продукт как результат замкнутого цикла: разработка→производство→ реализация того или иного вида промышленной или сельскохозяйственной продукции лишь потенциальные возможности и абсолютно не препятствуют созданию кластеров определенного типа в неспецифичных для этого регионах.
На первом этапе формируются направления основной деятельности кластера, которые согласовываются с органами центральной исполнительной власти, например, для промышленного кластера:
а) определяются территории развития наукоёмких производств,
б) формируется миссия – цель и задачи развития кластера
в) оцениваются возможные угрозы и выбираются способы, направленные на усиление конкурентоспособности кластера.
На втором этапе по согласованию с органами местного самоуправления общая цель декомпозируется на основные цели развития на данной территории определенного вида промышленности, утверждаются необходимые документы для планирования и поддержки соответствующей кластерной модели.
Третий этап заключается в применении маркетинговой концепции, которая должна определить уровень приоритетности региона для подобных изменений, соответствия его общегосударственной стратегии развития, согласованию видения создаваемого кластера между всеми участниками синтеза промышленных кластеров.
Четвертый этап – практическая поддержка кластерной концепции развития региона, например, льготное налогообложение, инфраструктурное обеспечение, создание исследовательских разработок и т. п. Здесь именно региональная экономическая политика должна направляться на развитие, дальнейшее расширение кластера, возможный его выход на мировой рынок: коммуникационная политика информационных служб региона будет обеспечивать участие в выставках, ярмарках, конференциях и оказывать содействие выпуску общего фирменного журнала на основе проведения как государственными, так и консалтинговыми фирмами соответствующих маркетинговых исследований в области (роль государства в кластере должна доминировать, поскольку может, с одной стороны, поддерживать экономические интересы каждого участника кластерных отношений, с другого – выступать координирующим фактором взятых обязательств и конкурентных взаимодействий). Такой подход со стороны государства воссоздает
условия бывшей региональной специализации согласно естественно-ресурсному, научно-техническому и экономическому потенциалу конкретной территории и должен содержать основные направления, механизмы и этапы реализации инновационной политики на государственном уровне [1].