В том, что текущая система государственного контроля нуждается в реформировании, упоминалось еще в программе правительства по повышению эффективности бюджетных расходов. Согласно Программе на органы контроля на уровне субъектов РФ предложено возложить функции по надзору за финансированием государственных заданий и за соблюдением условий получения межбюджетных трансфертов. Кроме того, предполагается усовершенствование системы правого регулирования и надзора в области государственных и муниципальных закупок.
Планируемые нововведения повлекут изменение характера деятельности контрольно-ревизионных служб. Некоторые регионы, хоть и не без проблем, пытаются выдержать темп преобразований, происходящих на федеральном уровне, и уже начинают менять структуру своих надзорных органов, подстраиваясь под новые требования. Однако создание новых подразделений, например, по контролю в области муниципальных закупок или наделение существующих отделов дополнительными полномочиями не решает задач, поставленных Правительством РФ. Неизбежно возникает проблема увеличения нагрузки на специалистов органов контроля. При этом основной груз ответственности ложится, как правило, на сотрудников центрального аппарата. Если прибавить временные затраты на обновление текущих методик работы, апробацию их на практике, а также обучение специалистов, то можно прогнозировать снижение качества и количества проверок.
Казалось бы, увеличение объемов работы должно сопровождаться расширением штата. Однако в условиях бюджетного дефицита и повсеместного сокращения расходов вряд ли удастся выйти из сложившейся ситуации с помощью экстенсивных мер.
В арсенале ревизоров остаются качественные методы, способствующие увеличению эффективности их работы. В качестве одного из таких методов можно рассмотреть возможность активного вовлечения в ревизионный процесс представителей отраслевых органов власти и органов местного самоуправления. Повышение компетентности специалистов финансового контроля в отраслях и на местном уровне, а также организация ревизионной работы на базе единой методологии позволят существенно повысить эффективность контроля.
Управление столь сложным межотраслевым комплексом возможно только при условии работы всех ревизоров региона и муниципалитетов в едином информационном пространстве, обеспечивающем координацию деятельности.
Читать дальше
На современном этапе радикальных преобразований системы финансово-экономического управления в бюджетном секторе экономики обозначилась потребность в активизации инструментов финансового контроля как на государственном, так и на внутрихозяйственном уровне управления организациями бюджетного сектора экономики.
Развитие рыночных отношений в Российской Федерации в послесоветский период привело к отсутствию единой концепции формирования системы финансового контроля в стране и, как следствие, к низкому уровню эффективности организации системы государственного и негосударственного финансового контроля.
Первым этапом организации системы финансового контроля на государственном уровне можно считать Указ Президента РФ от 25.07.1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации».
В условиях нестабильной банковской платежной системы в период 1996–1998 гг. приоритетными были определены следующие направления государственного финансового контроля:
• контроль за полнотой и своевременностью поступления доходов и страховых взносов во внебюджетные фонды Российской Федерации, а также заемных средств, направляемых на финансирование дефицита федерального бюджета;
• контроль за своевременным финансированием расходов на социальную сферу, в том числе проведение проверок использования средств федерального бюджета по целевому назначению на предприятиях, учреждениях и организациях всех форм собственности.
Читать дальше
На современном этапе радикальных преобразований системы финансово-экономического управления в бюджетном секторе экономики обозначилась потребность в активизации инструментов финансового контроля как на государственном, так и на внутрихозяйственном уровне управления организациями бюджетного сектора экономики.
Развитие рыночных отношений в Российской Федерации в послесоветский период привело к отсутствию единой концепции формирования системы финансового контроля в стране и, как следствие, к низкому уровню эффективности организации системы государственного и негосударственного финансового контроля.
Первым этапом организации системы финансового контроля на государственном уровне можно считать Указ Президента РФ от 25.07.1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации».
В условиях нестабильной банковской платежной системы в период 1996–1998 гг. приоритетными были определены следующие направления государственного финансового контроля:
• контроль за полнотой и своевременностью поступления доходов и страховых взносов во внебюджетные фонды Российской Федерации, а также заемных средств, направляемых на финансирование дефицита федерального бюджета;
• контроль за своевременным финансированием расходов на социальную сферу, в том числе проведение проверок использования средств федерального бюджета по целевому назначению на предприятиях, учреждениях и организациях всех форм собственности.
Читать дальше
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
2. Министерство финансов Российской Федерации. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2010–2022 гг.
3. Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 1101-р).
4. Лимская декларация руководящих принципов контроля // Концепция государственного финансового контроля в Российской Федерации: материалы научно-практической конференции «Единая концепция государственного финансового контроля в Российской Федерации». М.: Финансовый контроль, 2002. С. 56 – 62. 142
5. Аудит эффективности использования государственных средств: стандарты, методики, практика проведения. Сборник докладов по материалам научно-практической конференции 17 июня 2005 года, г. Ижевск. Индутенко А.Н. Модернизация системы государственного финансового контроля на региональном уровне и возможности применения аудита эффективности / А.Н. Индутенко // Финансы и кредит. 2008. № 2 (290). С. 53 – 60.
6. Саванин А.Е. Аудит эффективности использования государственных финансовых ресурсов – современный механизм финансового контроля / А.Е. Саванин // Финансы и кредит. 2006. № 10. С. 30 – 37.
7. Синягин А.К., Дубинина И.В. Аудит эффективности: международный опыт и российские реалии // Бюджет. 2008. № 9. С. 77 – 80.
8. Степашин С.В. Конституционный аудит / С.В. Степашин. – М.: Наука, 2006.
9. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ach.gov.ru.
Читать дальше