Основными целями в управлении Государственных и муниципальных служб Омской области в развитии ИТ на 2013-2016 годы являются:
1. Бесперебойное функционирование информационной инфраструктуры с целью обеспечения выполнения Государственными и муниципальными службами Омской области государственных функций;
2. Решение актуальных и перспективных задач, в том числе обозначенных Стратегической картой, путем развития и модернизации информационной инфраструктуры в соответствии с современным уровнем развития ИТ ;
3. Повышение эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на осуществление функций, за счет оптимизации использования кадровых, технических и энергетических ресурсов.
Достижение поставленных целей планируется осуществлять в рамках следующих направлений развития ИТ:
1. Создание новых и развитие существующих ИС;
2. Создание динамической ИТ-инфраструктуры;
3. Обеспечение непрерывности предоставления ИТ-сервисов;
4. Развитие системы обеспечения ИБ;
5. Совершенствование ИТ-управления.
Реализация мероприятий по указанным направлениям должна базироваться на следующих основополагающих принципах :
- развитие существующих и создание новых информационных систем в Федеральном казначействе должно проходить в тесной интеграции с технологическими подсистемами системы «Электронный бюджет»;
- сохранение инвестиций – максимальное использование существующего кадрового потенциала и аппаратно-программных ресурсов эксплуатируемых ИС с учетом вопросов эффективности их использования, развития и интеграции в единое информационное пространство в управлении Государственных и муниципальных служб Омской области;
- стандартизация и унификация – использование готовых стандартизованных технологий, типовых решений при создании и развитии ИС;
- опережающее развитие ИС и ИТ-инфраструктуры – архитектура и технологии ИС должны не только обеспечивать решение текущих задач ФК, но и быть рассчитаны «с опережением» для удовлетворения перспективных потребностей органов Государственных и муниципальных служб Омской области и клиентов в ИТ-сервисах;
- открытость – при развитии и создании ИС должна обеспечиваться возможность их интеграция в единое информационное пространство вне зависимости от архитектурных различий и используемых технологий;
- интеграция с внешними системами – ИС Государственных и муниципальных служб Омской области должны взаимодействовать и интегрироваться с другими ИС сферы управления общественными финансами;
- эргономичность и техническая эстетика – обеспечение удобства работы пользователей путем постоянного улучшения эргономических характеристик ИС, в том числе пользовательских интерфейсов;
- надежность и безопасность – при создании и развитии ИС должны предусматриваться организационно-технические решения и мероприятия, обеспечивающие требуемый уровень надежности их функционирования и соблюдение требований в части ИБ;
- управление знаниями, консолидация компетенций ИТ-специалистов.
Читать дальше
Развитие ИС и технологий в государственном и региональном управлении должны обеспечиваться современными средствами и технологиями их защиты, соответствующим лучшим мировым практикам управления ИБ . К числу основных факторов, определяющих необходимость совершенствования технологий, используемых для защиты информации в современных условиях развития ИС в государственном и региональном управлении, относятся :
- необходимость создания комплексной подсистемы информационной безопасности и подсистемы юридической значимости в рамках проекта по созданию Единого портала бюджетной системы;
- переход к использованию ЦОД, широкое использование портальных решений, которые наряду с качеством и удобством предоставляемых пользователям сервисов несут и новые уязвимости, связанные с удаленным доступом пользователей и администраторов ППО к защищаемым ресурсам по каналам общего доступа;
- использование элементов «облачных» вычислений и виртуализация серверных ресурсов, требующих новых решений в части защиты информации, обрабатываемой в виртуальных средах;
- значительный рост количества пользователей информационной инфраструктуры в государственном и региональном управлении, требующий аппаратного масштабирования используемых систем защищенного доступа или его модернизации на основе использования более совершенных программно-технических решений и аппаратно-программных платформ.
Следует принимать во внимание и отличительные особенности, в условиях которых функционируют ИС в государственном и региональном управлении :
- значительная территориальная распределенность информационной инфраструктуры;
- разнообразие решаемых функциональных задач, категорий и типов обрабатываемых сведений (данных) в технологически сложных режимах автоматизированной обработки информации;
- выполнение в государственном и региональном управлении функций оператора ряда ГИС;
- прямой доступ к вычислительным и информационным ресурсам различных категорий пользователей (источников и потребителей информации) и технического персонала;
- высокая интенсивность информационных потоков и непрерывность функционирования ИС;
Читать дальше
18 февраля в Главном управлении информационных технологий и связи Омской области состоялось расширенное заседание коллегии. Поводом проведения коллегии стало подведение итогов работы Главного управления в 2013 году и перспективное планирование развития отрасли в 2014 году.
В работе коллегии приняли участие: руководители компаний отрасли связи, ИТ-компаний региона, представители территориальных органов федеральных органов государственной власти, представители органов исполнительной власти Омской области и местного самоуправления .
В докладе начальника Главного управления Ольги Илютиковой представлены итоги работы в 2013 году по трем ключевым направлениям деятельности :
- развитие отрасли связи;
- внедрение информационных технологий;
- информационная безопасность.
В рамках доклада отмечено, что отрасль связи в 2013 году развивалась динамично.
Общий объем услуг связи в регионе составил 13,3 млрд. рублей. Инвестиции компании Милеком в отрасль составили 1,2 млрд. рублей. Данные средства направлены на строительство волоконно-оптических линий связи, которые связывают город Омск и 32 муниципальных района Омской области, что позволит повысить качество услуг связи населению. Жители северных районов области впервые получат доступ к широкополосному интернету, современным услугам связи.
На сегодняшний день более 98,7% населения Омской области имеют доступ к сетям сотовой связи.
На территории региона совместно с Конструкторским бюро «Искра» (г. Красноярск) реализуется пилотный проект по организации доступа к услугам связи в отдаленных и малонаселенных пунктах Омской области.
Читать дальше
Основные цели создания Ситуационного центра (СЦ) государственных и муниципальных служб Омской области - комплексное информационное обеспечение в интересах повышения эффективности работы Администрации Омской области и организация взаимодействия с СЦ органов исполнительной власти; - мониторинг обстановки и предоставление руководителям обобщенной и детализированной информации в требуемом разрезе; - использование инструментов индикативного управления, контроль хода реализации федеральных и региональных программ, выполнения решений; - моделирование развития ситуаций и предварительная оценка потенциальной эффективности принимаемых решений. - проведение ситуационного анализа, в том числе, с применением групповых экспертных процедур; - информационная поддержка управленческих решений на основе геопространственной информации.
Согласно требованиям Заказчика комплекс технических средств СЦ должен обеспечивать комфортное, бесперебойное и надежное проведение конференций, совещаний, организационных семинаров и информационно-аналитическую поддержку вышеуказанных мероприятий. Комплекс технических средств СЦ должен обеспечивать возможность воспроизведения аудиоматериалов, просмотра мультимедийных презентационных, видео- и информационно-аналитических материалов с различных носителей аудио- и видеоинформации, информационное сопровождение и документирование совещаний, оперативного управления техническими средствами Ситуационного зала. Кроме того, СЦ, по требованию Заказчика, должен быть реализован в виде единого комплекса аудиовизуального оборудования с системой интегрированного управления и комплексом средств вычислительной техники для быстрого и удобного доступа к различным информационным ресурсам и их графического отображения. СЦ ГА должен обеспечивать информационную поддержку полного цикла управления в режиме защищенной видеоконференцсвязи.
Читать дальше
Несмотря на высокий уровень развития информационных технологий в управлении Государственных и муниципальных служб Омской области, существует ряд проблем, недостатков и рисков текущего состояния развития информационных технологий государственных и муниципальных служб Омской области, препятствующих достижению решения стратегических задач области. Среди них:
- отсутствие сквозной процедуры оперативного управления качеством ИТ-сервисов;
- недостаточная катастрофоустойчивость некоторых критически важных систем;
- неоптимальная стоимость владения ИТ-сервисами в силу отсутствия их типизации и централизации;
- дублирование и частичная противоречивость нормативно-справочной информации;
- отсутствие универсального регламентированного процесса управления жизненным циклом приложений в части управления версиями, управления требованиями, опытной эксплуатации перед вводом в промышленную эксплуатацию;
- недостаточно эффективное использование серверного и канального оборудования;
- сложность внедрения и эксплуатации ИС с различными интерфейсами пользователей;
- недостаточный уровень интеграции ИС;
- неготовность существующей инфраструктуры к работе с мобильными устройствами с соблюдением требований безопасности;
- децентрализация систем управления доступом и полномочиями пользователей;
- отсутствие полной централизации СУЭ АС Государственных и муниципальных служб Омской области, что ведет к сложностям контроля и проактивного управления ИТ-сервисами, прогнозирования появляющихся угроз безопасности;
- недостаточная степень открытости информации о деятельности ФК.
Читать дальше
1. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Российская газета, 2013. № 4849
2. Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 г. № 721 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Электронная Россия (2005—2015 годы)»» // Российская газета, 2013. № 5004
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 г., № 207-р «О разработке проекта федеральной целевой программы «Электронная Россия» на 2005-2015 годы» // Собрание законодательства РФ, 2013. № 8
4. Атаманчук Г.В. Государственное управление: организационно-функциональные вопросы. - М.: Экономика, 2011, 302 с.
5. Атоян А. Информационная культура в условиях информатизации общества. - М.: ИЦ Владос, 2012, 390 с.
6. Бабаев В.К. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2010, 658 с
7. Воронин А.Г. Основы управления муниципальным хозяйством. - М.: Дело, 2012, 128 с.
8. Глазунова Н.И. Система государственного управления. - М.: ЮНИТИ, 2013, 551 с.
9. Ивасенко А.Г. Информационные технологии в экономике и управлении. - М.: КноРус, 2011, 266 с.
10. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. - М.: ИНФРА-М, 2012, 328 с.
11. Корнеев И.К. Информационные технологии в управлении. - М.: ИНФРА-М, 2013, 158 с.
12. Пикулькин А.В. Система государственного управления. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012, 399 с.
13. Радугин А.А. Муниципальный менеджмент. Социология организаций и управления. - М.: ИНФРА-М, 2011, 754 с.
14. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. - М.: ИНФРА-М, 2013, 384 с.
15. Семенов М.И. Автоматизированные информационные технологии в экономике. - М.: Финансы и статистика, 2012, 416 с.
16. Соколин Б.М. Антикризисная экономика России: начало тысячелетия. - СПб.: Лики России, 2011, 446 с.
17. Трофимов В.В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении. - М.: Высшее образование, 2012, 480 с.
18. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия. - М.: Экономика, 2010, 382 с.
19. Сервер органов государственной власти России «Официальная России» – www.gov.ru
20. Официальный портал Института развития свободы информации – www.svobodainfo.org
21. http://www.ifap.ru
Читать дальше