1. В любой организации присутствуют экономические процессы, будь то извлечение прибыли, или же просто поддержание существования, люди взаимодействуют друг с другом, а значит появляются и социальные процессы и психологические. На существование организации влияет и политическая сфера, появляется иерархия подчиненный-руководитель, следовательно необходимо управление, и конечно же в 21 вере не обойтись без информационно-технологического влияния.
2. Например, предприятие по производству хлеба. Возникают процессы управления, производственные процессы, сбытовые, ценообразовательные, экономические, социальные, морально-психологические.
3. Из внешней среды организация берет ресурсы (сырье, материалы), кадры, информацию; дает - готовый продукт, информацию. я считаю, что полностью закрытой организации быть не может, может быть только что то близкое, например, домохозяйство, которое все производит только для себя, и потребляет весь конечный продукт, тем не менее все равно необходимо взаимодействие с внешней средой.
4. Внутренняя среда организации - потенциал, который дает компании возможность успешно функционировать.
Управление внутренней средой организации подразумевает управление целями, которые целесообразно изображать в виде древовидного графа. В нем на высшем уровне стоит стратегическая цель, которую, к примеру, необходимо реализовать предприятию в течение 5 лет, ниже располагаются те цели, достижение которых поспособствует осуществлению главной. Количество уровней зависит от степени детализации и размеров организации. Безусловно, цели подразделений отличаются между собой, но основное правило дерева целей заключается в том, что ни одна подчиненная цель не может противоречить той, что стоит над ней.
Следующий элемент, который включается в управление внутренней средой организации, - структура. Она предполагает наличие соподчиненных уровней управления, которые обеспечивают наиболее эффективное достижение поставленных целей. Очевидно, что в любой средней или крупной компании имеется специализированное разделение труда, т.е. присутствуют различные специалисты: по маркетингу, по финансам, по логистике и т.д. Задачи – следующий элемент, который отражает внутренняя среда организации.
Менеджмент традиционно рассматривает задачи в трех аспектах: связанные с людьми, с предметами и информацией. Технология – также одна из основных переменных, которая представляет собой нечто большее, нежели машины и оборудование. К примеру, Ч. Перроу говорил, что технология – это средство, с помощью которого исходные ресурсы преобразуются в желаемый результат, которого мы объединенными усилиями пытаемся достичь.
5. Разделение труда, как принцип организации управленческой иерархии, обеспечивает увеличение скорости производства работ на всех ее участках за счет аккумулировании усилий на решении самой важной на данный момент задачи. При этом Файоль принципы управления в отношении окончательного решения формулирует таким образом, что его всегда следует принимать единолично руководителю.
Полномочия и ответственность – принцип, который подчеркивает необходимость строгой иерархизации управления компанией, так как иерархия обеспечивает распределение полномочий, четкое разделение труда и ответственности. Дисциплина способствует наилучшей организации управления.
Как указывает Файоль, сама логика процесса, выступает наиболее важным компонентом управления. Единоначалие обеспечивает оперативность в принятии решений и способствует повышению ответственности любого руководителя среднего уровня.
Единство направления в чем-то компенсирует и сдерживает проявление единоначалия в управлении, оно предполагает учет мнений всех участников выполнения задачи на этапе поиска оптимальных решений, как утверждал Файоль. Принципы управления, несмотря на то, что они нацелены, прежде всего, на менеджмент, предполагают, что большая доля работы должна быть направлена на персонал. Именно такой работе и посвящены такие принципы, как преобладание корпоративных интересов над личными, стабильность рабочего места и порядок, инициатива и корпоративный дух.
Важнейшими принципами, связывающими работу менеджера и работу с персоналом, выступают такие, как справедливость и вознаграждение. Стабильность всей системы управления обеспечивается соблюдением принципов централизации и необходимости создания на предприятии скалярной цепи, то есть такого положения, когда возможна безболезненная замена выбывающего звена в системе прохождения управленческого действия.
Как подчеркивал сам Файоль, принципы управления имеют практически универсальный характер, но при их реализации все равно необходимо учитывать конкретную ситуацию, чтобы применять гибко.
6. В основе школы научного управления лежат принципы и идеи Фредерика Тейлора. Эта теория менеджмента уделяет большое внимание научному изучению каждого вида трудовой деятельности, специализации труда и внедрению дифференциальной системы оплаты. Тейлор считал, что, используя наблюдение, замеры, логику, можно существенно усовершенствовать операции ручного труда.
7. Философ был уверен, что под понятие социального действия подпадают осмысленные и сознательные действия людей, производимые с учетом поведения окружающих. Поэтому задача ученого, социолога – понять и выразить смысл такого действия. Так родилась «понимающая социология» Макса Вебера. Однако виды и типы этого действия могут быть разными, как и способы их понимания. Ученый разделил эти виды на четыре категории. Они различаются между собой тем, насколько рациональным и осмысленным является такое действие.
8. Впервые производство как социальную систему начал рассматривать американец Ч.Барнард. По его версии, любая организация будет существовать, только если в ней есть иерархия. В связи с тем, что люди готовы объединяться и подчиняться для достижения поставленных целей, вертикальная система является идеальной. Любую организацию, кроме государства или церкви, он считал частной. Системный подход в управлении, по его версии, непременно включал в себя следующие элементы:
1) Систему функционирования.
2) Систему стимулов.
3) Систему власти.
4) Логическую систему по принятию решений.
Главной особенностью этого подхода с иерархической структурой является как сила - с одной стороны, так и слабость - с другой. Другими словами, все зависит от человека, стоящего в основе всей системы. Если он обладает знаниями, упорно работает, старается максимально оптимизировать работу, то такой системный подход в управлении будет существовать, пока есть этот человек.