Главной отличительной чертой функционирования мировой экономики во второй половине XX столетия является развитие мирохозяйственных связей. Наметилась устойчивая тенденция на расширение масштабов контактов между отдельными государствами, их группами, национальными и международными организациями.
Актуальность данной темы заключается в том, что на современном этапе экономического развития международная торговля занимает главенствующее место в хозяйственном развитии стран, регионов и мирового сообщества в целом. В настоящее время внешняя торговля с присущими ей элементами является мощнейшим фактором роста экономики. Однако, с другой стороны, ощутимо возросла зависимость стран от международного обмена.
В условиях современной мировой торговли у каждой страны возникает проблема выбора о том, насколько открыта будет ее экономика, так как общеизвестно, что и политика свободной торговли, и политика протекционизма, и тендеры имеют как преимущества, так и недостатки.
Значение тендеров на мировом ранке средств производства и комплексных объектов существенно увеличилось. Выбор подрядчиков для сооружения в разных странах таких объектов, как порты, аэродромы, метрополитены, автомобильные и железные дороги, фабрики и заводы, госпитали и гостиницы осуществляются посредством торгов. Показательно, что практически все заказы на строительство тепло – и гидроэлектростанций в развивающихся странах присуждаются по результатам тендеров. По прогнозам экспертов Всемирной торговой организации роль торгов в международной торговле будет неизменно расти.
Читать дальше
Политика свободной торговли – фритредерство (от английского free trade – свободная торговля) означает невмешательство государства в процесс международной торговли. Фритредерство – направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества .
В идеальной модели это бы означало, что государство не вмешивается и ограничивает себя от прямого воздействия на внешнюю торговлю, тем самым давая право рынку выступать в роли основного регулирующего инструмента. В данном случае торговля применяется на практике и развивается в соответствии с принципами международного разделения труда и современным вариантом теории сравнительных преимуществ.
Принято считать, что данное направление в политике способствует наиболее эффективному перераспределению ресурсов в масштабах макроэкономики, а также формирует условия для максимизации мирового дохода. Политику невмешательства государства в международную торговлю на практике применяют с большой осторожностью, даже несмотря на то, что ее основные принципы имеют много привлекательных моментов и достоинств, и она достаточно убедительна.
На самом деле, как показала практика, государство не ограничивает себя от воздействия на данное направление хозяйственной деятельности. Для того чтобы предоставить возможность и максимальную свободу действий своим хозяйствующим субъектам, государство заключает договоры с другими странами.
Реализация политики фритредерства создает условия и возможность для извлечения максимальной выгоды от международного экономического обмена. В основном в этом обмене участвуют экономически более развитые страны. Однако в жизни эта политика еще ни разу нигде и никогда не применялась в чистом виде.
Читать дальше
В современной международной практике одним из наиболее эффективных и достаточно распространенных методов размещения заказов являются торги (тендеры).
Торги – это способ закупки товаров, размещения заказов и выдачи подрядов, при котором покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (подрядчиков) на поставку товара, предоставление услуг или осуществление работ с заранее определенными характеристиками и после сравнения полученных к определенному сроку предложений выбирает наиболее выгодное (по цене или другим коммерческим или техническим условиям) . Осуществление международных торгов подразумевает участие привлеченных иностранных участников.
Объектами международных торгов могут быть заказы на поставку товаров народного потребления и средств производства; оказание разнообразных инжиниринговых услуг; разработку месторождений полезных ископаемых; сооружение различных комплексных объектов промышленности и инфраструктуры; заказы на крупные поставки машин и оборудования; выполнение научно-исследовательских, изыскательских и проектно-конструкторских работ; сооружение объектов «под ключ».
Заказы на сооружение объектов капитального строительства могут состоять из полного комплекса услуг, начиная от изыскания, исследования, проектирования и заканчивая строительством, поставкой и наладкой всего комплекса оборудования. Более того экспортные квоты также могут быть распределены на тендерах. Таким образом, обширный и разнообразный ассортимент товаров, который выставляется на торги, может включать как товары, так и услуги.
Законодательство определенных развивающихся и промышленно развитых стран предусматривает, что государственные заказы на приобретение товаров и услуг в объемах, которые превышают определенный лимит, могут размещаться исключительно посредством торгов. Исключение могут только составлять закупка запасных частей к уже имеющемуся в наличии оборудованию, непосредственно уникальное оборудование, которое не имеет аналогов, экстренные закупки товаров для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также закупки в рамках специальных межправительственных соглашений.
Читать дальше
Основная задача внешней торговой политики любой страны заключается в обеспечении наиболее благоприятных условий для эффективного функционирования национальной экономики в сфере внешней торговли, с учетом использования выгод международного разделения труда. Правительства государств стараются обеспечить комфортные политические и экономические условия, которые смогли бы облегчить национальному капиталу адаптацию к изменениям на международных рынках. Однако следует учитывать, что внешнеторговая политика обязана принимать во внимание, как положительные тенденции гармонизации международных экономических отношений, так и негативные особенности в обострении международной конкуренции. Внешняя торговля любого государства базируется на принципе взаимной выгодности. Это должна быть не только продуманная сбалансированность экспортных и импортных операций, но и более обширная проблема применения на практике определенной продуманной стратегии государства и совокупности средств и методов ее реализации, которая должна принимать во внимание общеэкономическую ситуацию в стране и основные тенденции в мировой экономике.
Применение крайних мер одинаково опасно для граждан любой из стран и группы стран. Ведь, признавая ценность свободной торговли, следует принимать во внимание то, что перенасыщение национального рынка импортными товарами обостряет проблему занятности населения. Так же абсурден и жесткий протекционизм. Ведь это бы ставило под сомнение способность нормального протекания процесса индустриализации в развивающихся странах. Итак, каждой стране необходимо найти свой баланс между протекционизмом и свободной торговлей.
Читать дальше
1. Сайт Википедия Свободная энциклопедия www.wikipedia.org
2. Сайт Блог для студентов www.mgumoscow.blogspot.ru
3. Сайт БНТУ Белорусский Национальный Технический Университет www.mybntu.com
4. Гладков И.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: уч. пособие – 3-е изд., перераб. и доп. – М., «Дашков и Ко», 2003 — 296 с.
5. Липсец И.В. Экономика: уч. для вузов. – М.: Омега-Л, 2004. – 656с.
Читать дальше