Адаптивная физическая культура (АФК) – комплекс спортивно-оздоровительных мероприятий, направленных на адаптацию к нормальной среде и реабилитацию лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Адаптивная физическая культура (АФК) является составной частью общей модели комплексной реабилитации, в которую входят медицинская, психологическая, социальная, профессиональная, а также физическая реабилитации [5].
Основной целью применения АФК в реабилитационных центрах является коррекция двигательных нарушений с последующим развитием двигательной сферы пациента до нормы [3, 4].
Задачи АФК для решения вышеназванной цели могут быть различными в зависимости от нозологии заболевания, инвалидности, от возраста, пола, клинических особенностей заболевания или дефекта, от психических особенностей, от типа высшей нервной деятельности и характера пациента.
Читать дальше
К средствам АФК относятся гигиенические, природные (естественно-средовые) факторы и физические упражнения. К гигиеническим факторам касаются нормы и правила личной и общественной гигиены: труда, питания, отдыха, быта, окружающей среды, обуви, одежды, спортивного оборудования и инвентаря.
К природным факторам относятся использование солнечных и воздушных ванн, воды в целях закаливания организма, улучшения здоровья. Естественные силы природы увеличивают утвердительный эффект физических упражнений. Для людей с отклонениями здоровья туризм, прогулки на лыжах, на лодке, на велосипеде, плавание, купание, ходьба босиком по песку, траве, гальке, рыбалка, спортивные и подвижные игры на открытых площадках и другие виды деятельности повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, оказывают тренирующее и закаливающее действие, снижают частоту простудных заболеваний.
Физические упражнения и есть основными специфическими средствами, с содействием каких достигается направленное влияние на людей что занимаются, решаются профилактические и лечебные, образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие, компенсаторные, оздоровительные задачи.
Улучшение характеристик движений, развитие физических качеств, овладение двигательных умений достигается за счет неоднократного повторения упражнений. При этом двигательная деятельность сопутствуется целым комплексом изменений биологических функций и структур. Физические упражнения выражают положительное влияние на организм человека с ограниченными возможностями в любом возрасте, в особенности на растущий организм с нарушениями в развитии.
Основными средствами для развития гибкости и подвижности в отдельных суставах являются физические упражнения на растягивание относительно локального характера (махи ногами и руками, наклоны туловища в разных направлениях и в исходных положениях (И.п.), способствующих максимальному растягиванию нервно-мышечной и сухожильно-надкостничной системы пояса верхних и нижних конечностей [4].
Читать дальше
Успех АФК во многом зависит от целеустремленности самого пациента (в случае, если он обладает нормальным интеллектом), или от целеустремленности его родных людей (если у пациента интеллект нарушен).
Систематически приходить в РЦ и всякий раз выполнять однообразные упражнения, испытывая при этом болезненные ощущения от растягиваемых мышц и связок суставов, суставных сумок – для этого необходимо быть глубоко убежденным в необходимости подобных действий. Стать, если хотите «фанатом» тренировок по АФК [2, 6].
Тот, кто проникся этой идеей, становится победителем. И примеров тому множество. В Казани в специальной коррекционной школе 6-го вида, в которой обучаются дети, имеющие тяжелые нарушения в деятельности опорно-двигательного аппарата (ДЦП, последствия полиомиелитов и др), существует «Музей мужества», в котором собраны истории (около 400) чудесного исцеления публичных людей (артисты, спортсмены и пр.). [1, 7].
Читать дальше
1. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2- х томах. Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / под общ. ред. проф. С.П. Евсеева – М. : Советский спорт, 2004. – 206 с.
2. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в АФК: учебное пособие / авт.-сост. О.Э. Аксенова, С.П. Евсеев; под ред. С.П. Евсеева. М.: Советский спорт, 2004. – 296 с.
3. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 2-е изд. испр. и доп. – М.: Академия, 2002. – 480 с.
4. Евсеев С.П., Шапкова Л.В., Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2000
5. Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. проф. С. П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2001. - 152 с.
6. Шапкова Л. В. Функции адаптивной физической культуры: Учеб¬
ное пособие / СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 1998. - 82 с.
7. Ежеквартальный периодический журнал «Адаптивная физическая
культура» (2000, № 1-2 и № 3-4; 2001 и последующие годы №1,2, 3, 4).
Читать дальше