Среди социально-психологических способов влияния чаще всего выделяют:
• внушение;
• заражение;
• подражание;
• убеждение.
Кроме вышеперечисленных к способам влияния можно отнести: слухи, рэкет, захват заложников, публичные террористические акты, аварии, эпидемии, митинги, демонстрации, голодовки, стачки, забастовки, акты самосожжения, использование средств массовой информации, модификация поведения, религия, мода, реклама, психотропное оружие. Способы влияния могут иметь как правовой, так и не правовой характер.
На протяжении длительного времени многие исследователи занимались изучением вопросов оказания психологического влияния на человека в процессе общения. Наиболее интенсивно эти вопросы изучаются психологией, поскольку она имеет практическую направленность.
Число научных концепций психологического воздействия (общих и специальных), разработанных различными психологическими школами, на сегодня составляет несколько десятков. Объем же конкретных эмпирических исследований и публикаций просто не поддается охвату.
Читать дальше
Психология воздействия является одним из наиболее традиционных направлений социально-психологического знания. Тем не менее, проблема психологического воздействия не утратила своей актуальности и в настоящее время.
Это объясняется тем, что эта предметная область напрямую связана с раскрытием механизмов, способов и методов управления психическими явлениями.
С точки зрения общеметодологического уровня социально-психологической теории, психологическое воздействие является системообразующей категорией психологии, в рамках которой определяется целевая перспектива и прикладной потенциал данной науки [1].
Если рассматривать данную проблему на более конкретном уровне методологического обобщения, то в этом случае, категория психологического воздействия выступает в качестве основного понятия прикладной методологии. Роль прикладной методологии заключается в том, чтобы связать социально-психологическую науку и социальную практику.
Субъектами социальных влияний могут быть как отдельная личность, так и общности людей. В качестве субъектов социальных влияний могут выступать различные социально-психологические явления, такие, как:
• личность;
• общности людей;
• образ жизни людей;
• стратификация общества;
• конфликты;
• социальная напряженность групп;
• толпа и т.д.
В качестве способов воздействия могут выступать как силовые административные приемы, так и не силовые, а также социально-психологические и психотерапевтические.
Читать дальше
Для любого человека, другой человек выступает в качестве объекта воздействия. По сути, в процессе общения человек выстраивает общение с самим собой, со своими целями и задачами, порой не замечая или даже игнорируя своего собеседника. В процессе общения человек проецирует на собеседника свои взгляды, предубеждения, установки.
Искажение восприятия собеседника формируется поскольку человек имеет такие цели. Восприятию другого человека как средства может быть противопоставлено отношение к собеседнику как ценности. Такое изменение отношения дает возможность выйти в процессе общения на совершенно новый уровень общения – диалог. Достичь этого уровня на основе манипуляции другим человеком не возможно.
В процессе диалога человек открывает для себя новую реальность, которая отличается от его собственных проекций.
Следовательно, для того, чтобы в человеке произошли изменения в его когнитивной организации необходимо наличие внешней стимуляции, чтобы дисбалансировать его целостную аттитюдную систему.
С этой целью используют приемы «иллюзивной» терапии, а также техники «катарсического» воздействия, которые приводят к возникновению очень сильных эмоциональных реакций. Человек применяющий в своей работе подобные методики должен обладать высоким уровнем профессионализма.
Читать дальше
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. В 2 томах. Т. 1. М., 1980 – 344с.
2. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. М.: МГУ, 2001 – 400 с.
3. Горякина В.А. Психология общения. Учеб. пособие. – М.: Академия, 2002, 416с.
4. Дружинин В.Н.Экспериментальная психология. М., 1997 – 384с.
5. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000 – 464 с.
Читать дальше