Логика является одной из наиболее древних наук. она упоминается в древнеиндийской и древнекитайской философии, а также в философии античной Греции. Наибольшую известность в данной сфере имеет Аристотель. Именно его принято считать основателем формальной логики. В его сочинениях содержатся основы теоретического знания о формах и приемах мышления.
Затем, развитие логики было продолжено другими философами, которые рассматривали логику, как науку о мышлении, без которой успешное развитие познавательного процесса становится невозможным.
Логика как наука первоначально возникла в рамках философии, но в дальнейшем вышла за пределы философии и стала важным инструментом мышления в науке, в политике, в экономике, в сфере общественной и культурной жизни, а так же в повседневных делах людей.
В настоящее время логика служит политику и юристу, ученому и студенту, бизнесмену и общественному деятелю, руководителю и исполнителю, домохозяйке и педагогу и т.п. Формально-логическое мышление обладает всеобщей обязательностью, и в этом заключается его сила.
Читать дальше
Название «логика» имеет греческое происхождение. В переводе с греческого logos означает речь, мысль, разум. Основной сферой действия логики является интеллектуальная познавательная деятельность или процесс мышления. Следовательно, логика это наука о законах, формах и приемах мышления, реализуемого с помощью языка.
Существование мышления без языка не возможно. Именно язык придает мыслям определенность. На основе языка мысль получает возможность обрести форму слова, предложения, и благодаря этому мысль становится доступной другим людям.
Язык выступает в качестве непосредственной действительности мысли. На основе языка мысль приобретает вид информации, которая накапливается из поколения в поколение и передается для дальнейшего использования.
Таким образом, язык является наиболее значимым связующим звеном между историческими поколениями людей. Мышление является более сложным процессом, поскольку большинство людей испытывают затруднения, когда пытаются облечь свои мысли в словесную форму [3].
Таким образом, плохое владение языком может стать существенным препятствием мышления, и напротив, хорошая языковая база может выступать в качестве стимула мышления. Это особенно заметно при освоении иностранного языка. Важным критерием отражающим овладение иностранным языком является способность мыслить (думать) на иностранном языке.
В процессе обдумывания различных вопросов, при решении задач человеку не нужно произносить вслух ход рассуждений, но это не значит, что в процессе размышлений язык не используется. В процессе таких рассуждений применяется внутренняя речь. Следовательно, все акты мышления непосредственно связаны с языком.
Читать дальше
Соблюдение законов и принципов формальной логики выступает в качестве необходимого условия для достижения истины. Поскольку выводное знание присутствует во всех сферах мыслительной деятельности, то знание законов является значимым для каждого человека не зависимо от сферы его профессиональной деятельности.
На практике наблюдается совершенно иная ситуация. Большинство людей не изучают формальной логики, но это не приводит к тому, что они не могут правильно мыслить. Это объясняется тем, что в таких ситуациях они бессознательно пользуются так называемой естественной логикой [5].
Начиная с древности, и на протяжении всего исторического развития, люди выделяли, а затем и фиксировали в письменных источниках мудрые и простые правила мысли и действия, которыми они пользовались и на основании этого добивались успеха. Такие правила и истины передавались из поколения в поколение, от отца к сыну.
Таким образом, в качестве первых учителей естественной логики выступали наши родители и воспитатели. Именно с их помощью люди получали возможность осмыслить накопленный поколениями жизненный опыт на этапах детства и юности.
Кроме того, элементы естественной логики нашли свое отражение в мировой художественной литературе. Это проявляется в том, что герои в всегда предпринимают те или иных действия исходя из сложившихся обстоятельств, а затем, в своих рассуждениях используют логические обоснования, с помощью которых объясняют свои поступки.
В качестве такого примера можно привести знаменитый монолог Гамлета «Быть или не быть…».
Читать дальше
Человек на протяжении всей истории своего развития стремился познать истину. Но добыть истинное знание даже если оно не полное, достаточно сложно.
Логика в качестве науки о мышления рассматривает в качестве объекта мышление с точки зрения таких его составляющих, как его функции и структуры. Таким образом, логика изучает мышление с точки зрения роли и значения его как в познании, так и в практической деятельности. Таким образом, мышление является специфическим предметом изучения логики. Следовательно, логика это наука о формах и законах правильного мышления, которые приводят человека к истине.
Современные потребности научно-технического прогресса диктуют необходимость дальнейшего развития логики. революция в логике, которая произошла в конце 19 начале 20 веков стала началом формирования логической теории, которая в процессе своего развития получила название «классическая логика».
До настоящего времени классическая логика продолжает являться центром современной логики. Она выступает в качестве логического продолжения традиций аристотелевской логики, но при этом, она активно использует современный математический аппарат.
После того, как в первой половине двадцатого века классическая логика подверглась критике, сформировалось большое количество новых направлений. Эти направления получили названия неклассической логики. отличительной чертой этих направлений стало то, что она сформировалась не в качестве единого целого, а как целый ряд различных теорий.
В настоящее время выделяются следующие виды логики:
1) многозначная логика;
2) интуиционистская логика;
Читать дальше
1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учебник. – М., 2005.
2. Васильченко В.П. Логика для юристов: Учебное пособие. – Белгород, 2004.
3. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. – М., 2005.
4. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. – М., 1998.
5. Шипунова О.Д. Логика и теория аргументации: Учебное пособие. – М., 2005.
Читать дальше