В период всемирной глобализации, а так де стремительного увеличения информационного пространства и потребности в том, чтобы развивать инновационные технологии в современном мире, особая значимость отводится вопросам, которые касаются усиления потенциала науки, а так же подготовки специалистов с высокой квалификацией. В связи с этим, одной из главных задач современного развития общества является поддержание науки и образования, которые играют немаловажную роль в экономической, политической и культурной стабильности любой развитой страны.
Читать дальше
Если опираться на историю, то высшее профессиональное образование в Европе было тесно связано с университетами, имеющими длинную историю возникновения, которая начинается еще в средние века. Университеты средневекового периода кардинально отличались от учебных заведений нового времени, в особенности от вузов нынешнего периода с точки зрения знаний и статуса в обществе. Самые первые университеты были бок о бок связаны с католической церковью. По факту, они являлись такими организациями, которым передавались образовательные функции католической церкви. Папа Римский дал разрешение на то, чтобы университеты были открыты, разработал единую систему организации университетов и присвоения ученой степени. Знания, которые давались в стенах университетов не были связаны с потребностями правительства или государства, они имели религиозное направление.
В средневековый период (13-14 века) из системы обучения в Европе образовались школы цехового и гильдейского направления, а так же счетные школы, в которые ходили дети ремесленников и торговцев и обучение в них преподавалось на родном языке. В то же время образовались и городские школы для девочек и для мальчиков, в которых знания получались не только на родном, но и на латинском языке. Обучали в таких школах не только латинскому языку, но и арифметики, элементам производства, географии, техники, естественным наукам. В процессе разделения городских школ образовались латинские школы, дающие образование более наивысшего типа, являясь связующим звеном между начальным образованием и высшим. К примеру, во Франции данные школы назывались коллегиями. Во второй половине 15 века организация коллегий была при университетах и уже позже, перерастали в современные колледжи и прочие общеобразовательные учреждения.
Развитие западноевропейских школ в период с 15 до 1/3 17 веков связано с появлением индустриального общества. Этот переход сильно повлиял на формирование школ трех типов:
-школа элементарного образования
-школа с общим повышенным образованием
- школа с высшим образованием
Читать дальше
Разрыву в истории высшего образования послужили изменения, которые были связаны с развитием капитализма в 20 веке. Численность людей, которые были заняты в промышленности, существенно увеличилась, так же содержание и характер труда потерпел изменения. Стала требоваться все большая квалификация в производстве промышленности. Становятся все более заинтересованными национальные государства в экономической жизнеспособности, а не только в политической стабильности и административном единстве.
В образовании происходят изменения в сфере интерпретационных парадигм от политических и социальных, которые были характеры для 18 и 19 веков, к экономическим и менеджерским, которые станут определять политику высшего образования на протяжении всего 20 века. Проще говоря, функции образования начинают рассматриваться с точки зрения полезности для экономической сферы. Это все приводит к тому, что возникает пересмотр способов понимания миссии образования, целей социального назначения, а так же оценки результатов деятельности в данной сфере. По мимо академических институтов и государства в политики координации высшего образования происходит возникновение третьей силы-рынка.
Надо отметить, что парадигма 20 века является утилитарным и техническим способом восприятия проблем образования. Ею рассматривается высшее образование со стороны экономической прибыли и полезности, делая тем самым капиталистические предприятия образцами для других общественных институтов. Таким образом, образовательный дискурс в 20 веке, непосредственно связан не только с политическими и культурными общностями, но и с экономической эффективностью и полезностью. Таким изменениям моделей способствовали политические и экономические изменения в Европе. Особенно важным политическим вопросом является высшее образование в послевоенный период. Это было обусловлено необходимостью восстановить и развить экономику европейских стран после Второй Мировой войны.
Читать дальше
С начала 90-х годов и по нынешний день интернационализация высшего образования устойчиво развивается. Гармонизация, которая продолжается в системе высшего образования через Болонский процесс подтверждает то, что растет значимость интернационализации в международном масштабе. Широкое освещение в СМИ результатов международных рейтингов университетов указывает на то, что глобальное пространство высшего образования, которое трансформируется в практики современных институтов, расширяется.
С каждым годом все большее количество людей выбирают обучение за границей, проходят учебу по зарубежным программам или же обучаются в иностранных заведениях, которые расположены на территории их государства, однако иногда и пользуются интернетом, чтобы пройти какие либо курсы или программы подготовки, которые предлагаются зарубежными университетами. Численность студентов-иностранцев в странах-членах ОЭСР в 1998-2007 годах повысилась на 90 %, достигнув отметку в 2,5 млн. человек. Академическая мобильность растет тоже уверенными темпами. С 1994-2007 год показатель академической мобильности в Соединенных Штатах Америки увеличились на 77 %, число иностранных ученых на 2007 год составило 106 тыс. человек. Такие тенденции относятся и к Японии с Кореей, в них показатели мобильности увеличились более чем в 2 раза.
Данное развитие является результатом сочетания факторов:
-стремление стран развить академические и культурные обмены
- растущая мобильность квалифицированных специалистов
- стремление институтов высшего образования получить дополнительные доходы или же повысить свой статус и укрепить репутацию на международной и национальной арене
-потребность извлечения выгоды из экономически активного населения
Несмотря на то, что академический мир традиционно характеризуется международной мобильностью, динамика такой мобильности потерпела серьезные изменения. Двадцать лет назад мобильность обуславливалась культурными, политическими или геостратегичискими процессами или же процессами, которые были связаны с содействием международного развития. Не смотря на то, что университетами поддерживались и одобрялись иностранные студенты, однако никаких усилий для их привлечения проведено не было. В нынешнее время трансграничное образование так же связано с экономическими мотивациями краткосрочного характера.
Читать дальше
Европейским союзом, которым изначально было сконцентрирована деятельность в экономической сфере, было предложено расширение сотрудничества в различных областях, включая юридические, образовательные и социальные аспекты. В сфере образования ЕС инициировало важные процессы, направленные на развитие единых европейских систем высшего образования, которые облегчили бы признание аттестатов и обеспечили бы качественное образование для студентов.
Некоторыми конечными целями данных процессов являются:
- сформировать просвещенную Европу, для того, чтобы способствовать социальному образованию и росту граждан
- повысить конкурентоспособность в международном масштабе
-сформировать качественную систему образования
В связи с данными задачами рядом обстоятельств и факторов было обусловлено необходимое принятие определенных программ и различных юридических положений, среди которых нужно отметить:
- Программы по мобильности студентов ( Сократ/Еразмус)
-Сорбонская декларация ( 1998 год)
-Болонская декларация ( 1999 год)
-Пражская декларация (2001 год)
- Конференция в Саламанке
Университетская деятельность в изменяющимся обществе должна быть целесообразной и продуманной, в связи с тем, что она оказывает значительное влияние на обучающуюся молодежь, которая тем самым является основой развития будущего общества.
К 2010 году построение Европейского пространства является одним из главных планов образования Европы, которые направлены на повышения уровня сотрудничества высших учебных заведений на территории Европы. Для того чтобы создать единое и универсальное Европейское пространство высшего образования для начала нужно решить проблемы, связанные с мобильностью преподавателей и студентов, так же нужно признать уровень и качество учебных программ, четко определить и установить структуру, которая базируется на двух важных циклах(магистратура-бакалавриат).
Читать дальше
В процессе развития университетов всегда была проблема , связанная со свободой преподавания. Мировым опытом демонстрируются разные пути ее решения. Если одни университеты отдают свое предпочтение лектору, который умело пропагандирует научные достижения, вызывая тем самым интерес у студентов к познанию истины, то другие рассматривают университет не только как учебное заведение, но и как привилегированную цеховую организацию. Как говорил С.И. Гессен « только наука должна определять университет, а не посторонние науке интересы государства». В связи с этим, все университеты мира едины в основной идее, которая заключается в возникновении качественного интеллектуального и научного центра развития любого общества.
Отличительна особенность университета заключается в том, что он способен самовосполняться из круга своих студентов, что является потенциальным саморазвитием и свободой науки. Таким образом, университетом считается автономный союз ученых. Совсем не случайно университет не терпит над собой власти, так как он является последней ступенью в иерархии научного образования.
Читать дальше
1. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер”,2000. 304 с. –– (Серия «Учебник нового века»).
2. Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. М.: Педагогика Пресс,2000.
3. Крутий И. А., Красина О. В. Человеческий капитал: эволюция представлений // Социологические исследования. 2007. № 8. С. 127–130
4. Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI - XIII веков. - М.: Искусство, 1978.
5. Н.А.Баранова, Н.А. Трубицына, Т.М.Банникова,
А.В.Глазкова Модернизация математического образования
в контексте идей Болонского процесса Ижевск: УдГУ, 2011. 209 с.
Читать дальше