Современные строительные проекты достигли гигантских масштабов, и темпы возведения объектов значительно возросли, поэтому без ИТ строить стало невозможно — слишком много регулирующих требований нужно выполнить и при этом обеспечить координацию работы множества сторон: инвесторов, архитекторов, заказчиков, ген- и субподрядчиков, органов власти и т. д. Однако по уровню проникновения ИТ в бизнес строительство традиционно отстает от многих других отраслей, здесь пока преобладает лоскутная автоматизация плюс использование подручных средств, в основном таблиц Excel. С другой стороны, мировые вендоры и отечественные разработчики ERP-систем предлагают комплексные решения для строительной отрасли. Среди них — SAP, Microsoft, «1С» и другие. Барьером для широкого использования комплексных ИТ-решений в строительстве служит скорее не их высокая стоимость, а недостаточный уровень зрелости самих организаций-заказчиков.
На этом фоне ориентир для всей отрасли задают ее лидеры, крупные строительные холдинги, для которых, в силу масштабов их проектов, эффективность управления бизнесом приобретает особую остроту. Ситуация усугубляется еще и тем, что рост бизнеса часто обусловлен чередой слияний и поглощений и риск снижения качества строительно-монтажных работ становится критическим для репутации предприятия в целом. В качестве примера можно взять крупнейшую строительную компанию России — холдинг «Стройгазконсалтинг» (СГК), объем бизнеса которого за два года вырос в несколько раз, а численность рабочих достигла 74 тыс. человек.
Риски, связанные с нарушением качества, в строительной отрасли, пожалуй, наиболее высоки. Если такое случается, например, в автомобилестроении, то производитель отзывает бракованные машины и за свой счет меняет их или заменяет какой-то агрегат. Да, убытки могут быть огромными, но все-таки это можно пережить. Другое дело в строительстве: если выяснится, что, например, трубопровод, уложенный на дно моря, сварен с нарушением технологии, то это грозит экологической катастрофой для целого региона и астрономическими убытками для заказчика.
Может быть благодаря тому, что управление качеством как философия бизнеса зародилось именно в Японии и получило там широкое признание, АЭС «Фукусима» все-таки выдержала землетрясение в 2011-м. Пожалуй, можно утверждать, что управление качеством — это ключевой непроизводственный бизнес-процесс в строительстве, а контроль качества строительно-монтажных работ — ключевой подпроцесс.
Ставка на контроль качества помогает подтянуть и остальные бизнес-процессы на более высокий уровень, оперативно выявив все узкие места. По этой причине руководство холдинга «Стройгазконсалтинг» сочло необходимым при построении системы контроля качества строительно-монтажных работ (СМР) автоматизировать процесс контроля качества, говорит Александр Фетисов, член координационного совета по ИТ-проектам холдинга СГК и куратор проекта внедрения автоматизированной системы управления качеством
Читать дальше
Процедура контроля качества очень напоминает отладку программ: в местах кода, вызывающих сомнения, нужно расставить точки остановки (breakpoints), чтобы проверить в ходе исполнения программы значения переменных, распределение памяти, правильность переходов и т. д. Аналогично и в строительстве: нужно проверить значения переменных при инициализации программы, т. е. проконтролировать качество материалов, потом в критических точках выполнить контрольные процедуры, проверяя соответствие параметров допустимым значениям.
С чисто технической стороны контроль качества сводится к набору процедур, которые должны быть выполнены и задокументированы надлежащим образом в строго определенные моменты в ходе строительства.
Например, при строительстве магистральных трубопроводов согласно регламенту нужно выполнить замеры и провести испытания конструкций, сварных швов, глубины закладки и множества других параметров. Так что контроль качества должен быть продуман еще на стадии проектирования. Не менее важно обеспечить входной контроль стройматериалов и конструкций.
Внешне всё выглядит просто: инженер по качеству выполняет запланированные проверки, составляет нужные документы и помещает их в общую базу данных. При обнаружении отклонений составляется документ, называемый «предписание», в котором фиксируется нарушение качества и уровень критичности. Бывает и такое, что стройку нужно остановить до исправления ситуации. А может быть, что отклонение не представляет опасности для проекта, и тогда можно продолжать работу. Но в любом случае отклонение качества и все действия по его устранению будут тщательно задокументированы. При этом никто не снимает с подрядчика задачу построить объект в срок и в рамках бюджета.
ERP-системы применяются в строительстве, как и в других отраслях, в первую очередь для ведения финансового учета и планирования производства. Специфика строительного сектора, конечно, усложняет дело — ERP должны поддерживать особенности бухучета и производственного цикла, для которого характерно большое количество проектов на разных стадиях реализации. Но эти трудности вендорами и их партнерами по внедрению уже преодолены, и сегодня на рынке доступны типовые решения для строителей.
Читать дальше
Анализируя ситуацию с информатизацией в строительстве, можно сказать следующее. Во-первых, явная избыточность регулирующих требований со стороны государства создает большую и непродуктивную нагрузку на строителей, загружая их непродуктивным документооборотом. Небольшая положительная динамика в этой сфере все-таки есть — так, за год Россия улучшила свою позицию в рейтинге «Ведение бизнеса» на шесть пунктов, но этого явно недостаточно для дебюрократизации бизнеса.
Во-вторых, продолжается тенденция, направленная на консолидацию строительной индустрии: в рейтинге «Эксперт-400» сегодня присутствует 17 строительных компаний. По всей видимости это объективный процесс, связанный с ростом зрелости бизнеса, ростом конкуренции и влиянием кризиса. Следствием этого будет также рост масштабов проектов в строительстве, что повысит уровень их реализации и профессионализм консультантов.
Разумеется, управление качеством останется приоритетным для информатизации, поскольку это позволяет получить быструю и ощутимую отдачу от внедрения ИТ, а также служит своего рода «лакмусовой бумажкой» для других процессов, выявляя их узкие места.
Читать дальше
1. Менеджмент систем безопасности и качества в строительстве /И.Г. Лукманова, Е.В. Нежникова // Пром. и гражд. стр-во. – 2010. – № 10.
2. Основные направления развития систем менеджмента качества в строительстве: монография / И.Г. Лукманова, И.П. Петрова, Н.А. Иванов // М-во образования и науки Росс. Федерации, ФБГОУ ВПО «Моск.гос.строит.ун-т». – М.: МГСУ, 2011.
3. Лукманова И.Г., Нежникова Е.В. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10 (часть 8). – стр. 1791-1795; URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10001885 (дата обращения: 01.05.2014).
4. Менеджмент систем безопасности и качества в строительстве / С.К. Сергеев, В.И. Теличенко, В.И. Колчунов и др. – М.: Изд-во АСВ, 2000.
5. Управление проектами в инвестиционно-строительной сфере: монография / И.Г. Лукманова, Е.В. Нежникова; ФГБОУ ВПО «Моск.гос.строит.ун-т». – М.: МГСУ, 2012.
Читать дальше