Ваджраяна или тантрический буддизм считается заключительным этапом развития буддизма в Индии, который вырос с Махаяны. В самом слове «ваджра», которое обозначает «алмаз» и «молнию», уже усматривается отличие этого направления буддизма от других. Своеобразие Ваджраяны связано с ее методами, хотя цель их применения все та же – обретение состояния Будды для блага всех живых существ, но в Ваджраяне это становится возможным уже в теперешней жизни человека. Главное преимущество метода Ваджраяны – его чрезвычайная эффективность, «молниеносность», позволяющая человеку достичь состояния Будды в течение одной жизни, а не трех неизмеримых мировых циклов, а также то, что оно несокрушимо, подобно алмазу. Потому, кроме методов, принадлежащих пути Бодхисатвы, в Ваджраяне широко практикуют упражнений йогов (чтение мантр, медитация, созерцание божества, что приводит к просветлению) и другие различные, подчас весьма своеобразные и сложные практики, главной особенностью которых является их оккультный характер, который объясняется синтезом классической Махаяны с древними верованиями Тибета и Монголии. «Йогическая практика в сочетании с магией считается основным методом достижения состояния будды» (Торчинов Е.А. Буддизм). Тантры полны описаний магических ритуалов, причем, казалось бы, даже вредоносных – магии ритуалов обогащения, умиротворения, подчинения и уничтожения. В Ваджраяне также чрезвычайно разработана техника визуализации божеств, причем по сравнению с Махаяной, немалое значение уделяется женским божествам. Практикующий йогин должен научиться представлять того или иного Будду или бодхисатву не просто как некое изображение, а как живого человека, с которым можно даже беседовать.
Соглашусь с наставниками Ваджраяны, которые всегда подчеркивали, что их путь является самым опасным, подобным прямому восхождению к вершине горы по канату, натянутому над всеми горными ущельями и пропастями. Потому огромную практическую роль играет наставник (гуру), без чьего руководства пройти этот путь ученик не способен.
Читать дальше