Ораторское искусство в Древнем Риме брало за основу блестящие образцы греческого ораторского искусства, которое со II в. до н. э. стали предметом изучения в специально созданных школах в Древнем Риме. Другими словами искусства риторики изначально не существовало в Древнем Риме, но оно начало процветать, когда эта империя завоевала Грецию, и та, в свою очередь, начала оказывать влияние на ее традиции. Римское искусство речи процветало в судах, комициях (собраниях, где люди обсуждали принятие законов) и сенате. Римское ораторское искусство многое заимствовало для своего стиля из Греции, хотя были и различия. Римляне были менее интеллектуальными, чем греки, их речи были менее глубокими и всесторонними и были усеяны стилистическими нюансами, историями и метафорами [1, 123].
Наивысшего своего развития римское ораторское искусство достигло в последний век Республики. Римское красноречие было по-своему очень ярким искусством и могущественным оружием в устах ораторов. Цицерон в своей речи против Люция Сергия Катилина разоблачил заговор с целью свержения римского правительства, и сделал это с мастерским красноречием и умением.
Великое судебное мастерство слова кончилось после падения Римской империи — красноречие не может существовать под деспотической формой правления. Оно может существовать только в странах, где свободные институты процветают.
Именно в этот период времени большую славу как великий оратор заслужил Марк Тулий Цицерон (106–43 г. до н. э.). Он был самым знаменитым и одним из последних представителей классического красноречия. Благодаря своим выдающимся ораторским способностям он получал высшие государственные должности. Первая речь была произнесена им в 25 лет, а последняя незадолго до смерти в 63 года.
Цицерон был очень умным оратором, свои навыки ораторского искусства он получал на уроках у Луция Красса и у Марка Антония. Также получал он навыки и актерского мастерства у Эзопа и Росция, так как считал, что принципы владения словом для актера и оратора одинаковы.
В период своей деятельности Цицерон написал несколько теоретических работ по риторике: «Об ораторе» в 55 г., «Брут» и «Оратор» в 46 г. и «Топика» в 44 г. В своих работах упор делал на культуру оратора.
В своей трудовой деятельности Цицерон также занимался переводом с греческого языка, так он перевел «Домострой» Ксенофонта и «Диалоги» Платона. По его мнению, он не только перевел текст, но и вложил в него душу, так как текс заимел богатые оттенки речи, от самых простых до возвышенных.
Цицерон выработал свой особый стиль ораторского искусства, который сочетал в себе простоту и страстную патетику. Он привнёс в риторику много нового и обогатил ее следующими приемами:
• риторическими вопросами (Сui bono, сui prodest? – Кому выгодно, в чьих интересах?);
• риторическими восклицаниями (O tempora, o mores! – О времена, о нравы!);
• многочисленными образными средствами языка – метафорами, олицетворениями;
• афористичностью (Poetae nascuntur, oratores fiunt – поэтами рождаются, ораторами становятся) [7, 84].
Читать дальше
говорит: так радоваться ребенок может только в одном случае.... становится видно, что идет сражение снежками. Напротив друг друга на расстоянии нескольких шагов выстроены две невысокие снежные стены (видимо, от построенных ранее и развалившихся снежных крепостей), за одной стеной - мальчишки, за другой девчонки, и те и другие весело и отчаянно кидают друг в друга снежками. Вот наша девочка бежит за своей снежной стеной, пробегает между своих отстреливающихся подруг, в нее летят снежки, пролетают совсем рядом, некоторые попадают ей в воротник, взрываются белыми фонтанчиками снега, она смеется, бежит, пригибается, выпрямляется.... Тот же голос за кадром говорит: Если ему подарят Киндер Сюрприз! В это время как между двумя снежными стенками - словно белый свод, летит целый каскад снежков, девочка подбегает к своему молодому папе, который стоит немного поодаль, под заснеженным белым деревом, без шапки, и держит в руке Киндер Сюрприз! Приятный мужской голос за кадром: КИНДЕР СЮРПРИЗ. Радость - в высшей степени.
В конце ролика, папа, вжав плечи, подняв лицо и зажмурившись, стоит под тем же деревом, а его дочка, держа в одной руке подаренный ей Киндер Сюрприз, радостно трясет это дерево, - и на голову, плечи и лицо папы сыпется с веток снежная лавина, и папа радостно смеется - так ему это нравится.
Анализ данного рекламного ролика:
Рекламный ролик «Киндер Сюрприз» по цели убеждения относится к так называемой мягкой продаже - это эмоциональное обращение, которое использует настроение, двусмысленность и неопределенность, чтобы вызвать реакцию, основанную на чувствах и отношении.
Читать дальше
Товарищи судьи!
Никто из жителей поселка Великодворье и близлежащих деревень не мог знать о том, что в ночь на 4 апреля того года кому-то из них угрожала опасность, кто-то мог стать жертвой разбойного нападения, хотя такая опасность и существовала.
Два брата - Виктор и Николай Кондраковы ночным поездом приехали из поселка Курловского в Великодворье с намерением «добыть денег и одежду». Но на рассвете возвратились домой. А утренним поездом 4 апреля вновь приехали в Великодворье.
Для совершения преступления они стали подыскивать более удаленное от поселка место, расспрашивая местных жителей об окружающих деревнях и, наконец, попали на малышкинскую дорогу. Многие проходившие здесь в тот день граждане видели двух незнакомых мужчин, которые внешне бесцельно бродили по краю леса. Некоторым они показались подозрительными, например, Панфиловой Марии, но мысль о нападении среди белого дня в довольно оживленном месте казалась маловероятной.
Около 14 часов Кондраковы увидели подходивших к лесу Кривошеевых. Ничего не подозревавшие женщины спокойно прошли мимо, обменявшись с Кондраковыми несколькими фразами относительно поезда, на который они спешили. И вот тут разыгралась страшная трагедия.
Избивая женщин, Кондраковы загнали их в глубь леса, обыскали и отобрали деньги в сумме тридцати рублей. Затем В. Кондраков приказал брату «покараулить» одну из жертв, а сам потащил Кривошееву АС. в сторону и в присутствии односельчанки изнасиловал ее. Совершив надругательство над первой жертвой, Кондраков В. изнасиловал и Кривошееву А.Р., после чего нанес ей множество ударов молотком по голове. Совершив это злодеяние, В. Кондраков передал молоток своему соучастнику и приказал «разделаться» с Кривошеевой А.С. С рвением исполнил роль убийцы Н. Кондраков, остервенело бил он беззащитную женщину по голове молотком, пока она не затихла.
Товарищи судьи! Дело Кондраковых представляет определенную сложность и прежде всего потому, что на скамье подсудимых - два брата, один из которых полностью признает себя виновным и уличает другого, второй категорически все отрицает.
Основная задача суда - установить объективную истину по делу и постановить законный и обоснованный приговор.
Я не могу сослаться на показания хотя бы одного свидетеля - очевидца преступления. Свидетелей не было. Жертвы оказались с глазу на глаз с преступниками. Но об обстановке преступления рассказал непосредственный его участник - Н. Кондраков. Есть все основания считать, что он дал правдивые показания, объективно подтвержденные иными доказательствами, полученными в ходе расследования дела и тщательно проверенными в суде.
Сложнее обстоит вопрос с показаниями другого подсудимого -Кондракова Виктора.
Читать дальше
1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – Минск, 2005.
2. Введенская Л. А. Культура и искусство речи. Современная риторика / Л. А. Введенская Л.Г. Павлова. – Ростов н/Д, 1998.
3. Введенская Л.А. Деловая риторика : учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская Л. Г. Павлова. – Ростов н/Д, 2008.
4. Введенская Л. А. Риторика и культура речи. – Ростов н/Д., 2005.
5. Голуб И.Б. Искусство риторики. Пособие по красноречию. – Ростов н/Д, 2005.
6. Данцев А. А. Русский язык и культура речи для технических вузов / А. А. Данцев Н.В. Нефедова. – Ростов н/Д, 2004.
7. Иванова И.Б. Риторика: Кредитно-модульный курс. – М., 2010.
8. Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи: учебник / Н.А. Ипполитова О.Ю. Князева, М. Р. Саввова. – М., 2006.
9. Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистической античной эпохи: учеб. пособие. – М., 1998.
10. Львов М. Р. Риторика. Культура речи: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М., 2004.
11. Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. – М., 1994.
12. Риторика: учеб. пособие / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. – М., 2006.
13. Хазагеров Г.Г. Риторика / Г Г. Хазагеров, И. Б. Лобанов. – Ростов н/Д, 2006. – С. 19–22.
Читать дальше