Указанные понятия весьма часто находятся в тесной связи. Искусство и философия за счет этой связи максимально приближаются друг к другу, но они не отождествляются и не сливаются. Предмет философии носит всеобщий характер, потому что затрагивает вопросы основ бытия, понимания назначения человека, а также возможностей человеческого познания и преобразования мира. Искусство, в свою очередь, нацелено иногда на восприятие мимолетного. Именно искусство ставит во главу угла судьбу конкретного человека.
В философии отдельно взятая ситуация приобретает статус части всеобщего. А в искусстве о вселенских или глобальных моментах речь ведется через свое личное восприятие того или иного представителя искусства (художник, поэт, писатель). Общие философские проблемы могут выступать в качестве предмета эстетического переживания. В данном контексте усматривается сближающая связь искусства и философии. Однако значительная часть концепций в философии имеют место быть в разреженном пространстве предельно общих понятий, а произведения искусства принадлежат миру звуков, линий, поверхностей – чувственному и конкретному миру .
Читать дальше
На протяжении нескольких столетий в средневековой философии велась борьба реализма и номинализма, которая и отразила ряд характерных особенностей философии в данный период. Современное понимание сути реализма никаким образом не связано с его пониманием в средние века. Для средневековой философии реализм выступал в качестве учения, в соответствии с которым подлинной реальностью обладают только общие понятия, так называемые универсалии. А единичные предметы, которые существуют в эмпирическом мире, подлинной реальностью не обладают. По мнению средневековых реалистов, универсалии являются мыслями, а точнее идеями в божественном разуме. Отличительной особенностью реализма было то, что разум человека находится в состоянии познания сущности вещей , потому что именно эта сущность представляет собой всеобщее понятие.
Номинализм выступал в качестве противоположного направления реализму, он был связан с характеристикой приоритета воли над разумом. Термин «номинализм» при его переводе с латинского языка означает «имя». По мнению представителей номинализма, общими понятиями являются сугубо имена. Именно имена не способны обладать самостоятельным существованием вне . В соответствии с номинализмом универсалии существуют после вещей, а до них. Так, номиналисты полагали, что понятия сами по себе не имеют онтологического статуса и являются всего лишь именами для обозначения единичных вещей.
Читать дальше
Динамические и статистические закономерности представляют собой классы закономерностей, которые различаются между собой характером связей и зависимостей, которые положены в их основе. Динамические закономерности характеризуют поведение конкретного объекта или системы, которые состоят из незначительного числа элементов, и раскрывающие должную связь между состояниями этого объекта или системы. Именно динамические закономерности позволяют весьма точно и определенно получить сведения о будущем состоянии объекта, при условии, что является известным его настоящее состояние.
К динамическим законам относятся такие законы, которые выражают причинно–следственные связи, функциональные взаимоотношения и пр. Динамические законы проявляют себя во всех областях реальной действительности, они существуют на всех уровнях организации материи.
Исторически первыми являются представления о динамических закономерностях. Они сформировались в связи с развитием классической физики, в частности – классической механики. Следует отметить, что основу динамических закономерностей составляет логическая структура механики.
Соответственно, определяющая черта класса динамических закономерностей – это однозначный характер, который не включает в себя связи и зависимости.
Читать дальше
Можно сказать, что возникновение религии, как таковой, связывается с тем историческим этапом развития человечества, когда смертность человека была осознанна. Философское исследование в данном направлении обусловлено познанием тайны смерти, которая и стала ключевым стимулом философского познания. А проблема (тайна) смерти неразрывно связывается с религией и понятием Бога. В данном контексте вера выступает в качестве основного понятия религии, а также является главным психологическим фактором. Убеждение является не просто основой ценностных ориентиров человека, а свое выражение находит в Боге. Бог представляется как совершенные справедливость, здоровье, истинна и пр. Религия, не просто как философский, но и как социальный институт существует длительное время, именно потому, что за это длительное время своего существования имеет настолько эффективные механизмы примирения со сложностями жизни и смертностью человека, что они не просто существуют, но и признаются обществом. Так, в соответствии с законодательством Российской Федерации все граждане имеют право исповедовать любую религию. Право и обязанность общества в данном случае заключается в требовании от человека должного поведения, а право и обязанность человека выражается в таком поведении в обществе, которое бы не противоречило его морально-нравственным нормам.
Проблема свободы совести в классическом европейском понимании и свобода совести как социальный институт берет свое начало с XVI-XVII вв. Движение Реформации стало отправной точкой для изучения проблемы свободы в качестве естественного и неотъемлемого права человека . Проблема свободы совести являлась и является одной из составляющих целостной состоящей из совокупности элементов свободы мысли, совести и религии. Проблема свободы совести выступает не просто как совокупных элемент, но и предстает как системообразующее и основополагающее право в общей системе прав человека.
Читать дальше
Изучение общества в целом, а также рассмотрение философского понимания общества в процессе его развития, а особенно в историческом плане являлось и является основным аспектом философского понимания. Рассмотрение общества в его динамике, когда происходит его изменение и развитие, является одним из интереснейшем в процессе познания. В общем представлении сама жизнь общества, которая разворачивается во времени и социальном пространстве, является самим историческим процессом. Несомненно то, что в истории народные массы занимают главенствующую роль, а не конкретные, отдельно взятые личности.
При рассмотрении вопроса личности и масс в историческом процесс необходимо остановиться на феномене лидерства, который представляет собой исторически сложившуюся потребность людей в организации и упорядочении собственной деятельности. Именно лидерство выступает в качестве фиксирующего звена нравственно-политических отношений между субъектом и объектом политики, которые сводятся к тому, что происходит сознательное и добровольное подчинение лидеру всех остальных субъектов .
Проблема личности выступает в качестве основных в системе гуманитарного знания. Теоретические дисциплин, которые занимаются изучением личности, своеобразно описывает ее, формулируя собственные понятия и наделяя отличительными признаками. Философия также подходит к анализу личности по-своему. Позиция философского познания понимает под личностью единственную цельность, познаваемую и создаваемую изнутри . Рассматривая личность в историческом процессе и давая ей характеристику важно обратить внимание на её качества: врожденные или приобретенные, а также образ мышления и поведения.
Читать дальше
1. Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова и В. П.Зинченко. – 4-е изд., расшир. – Москва: АСТ, Прайм–Еврознак, 2009. – 816 с.
2. Гайденко, П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. – М.: Либроком, 2010. – 582 с.
3. Гегель. Наука логики // Энциклопедия философских наук. Т. 1. – М., 1975. – С. 416-417.
4. Замалеев ,А.Ф. Курс истории русской философии / А.Ф. Замалеев. – М.: БЕК, 1996. – 286 с.
5. История философии: Учеб. для студентов философских и соц.-гуманит. специальностей вузов/ А.А. Бородич, А.В. Бодаков, Н.Н. Беспамятных и др. — Мн.: Новое знание, 2001. – 471 с.
6. Касперович, Г.И. Концепции современного естествознания. Курс лекций / Г.И. Касперович. – Мн.: Акад. управ. при Президенте Респ. Беларусь, 20094. – 269 с.
7. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Конформизм //Азбука социального психолога-практика. – Москва: Пер Сэ, 2007. – 464 с.
8. Макаров, Е.М Проблема человека в истории философской мысли / Е.М. Макаров. – М.,1986. – 329 с.
9. Семечкин, Н.И. Словарь ключевых понятий / Н.И. Семочкин // Социальная психология на рубеже веков. Истории, теория, исследования. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2001. – Т. 1. – 159 с.
10. Таркан, И.И. Философия. Ч.I-II.: Курс лекций / Таркан И.И. – 3-е стер. изд. – Мн.: Акад. управ. при Президенте Респ. Беларусь, 2004. – 284 с.
11. Философия: Справочник студента/ Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. — М.: Изд-во ACT, 2000. – 542 с.
12. Философский словарь / Под редакцией И.Т. Фролова. – 4-е изд. – Москва: Политиздат, 1981. – 448 с.
13. Хрестоматия по философии: Учеб. пособие / В. П. Яковлев, Т. С. Чермантеева, И. Н. Лосева и др.; Под ред. В. П. Кохановского, В. П.Яковлева. - Р-на-Д.: Феникс, 1997. – 492 с.
14. Шаповалов, В.Ф. Основы философии. От классики к современности: Учеб. пособие для вузов / В.Ф. Шаповалов. – М.: Изд. – торговый дом «Гранд», 2000. – 397 с.
Читать дальше