Развитие современного общества неразрывно связано со средствами массовой информации, причем с каждым годом данная тенденция лишь увеличивается. Особое влияние и зависимость распространяется на подрастающее поколение, которое играет особую роль в формировании общественного мнения, оценок, событий и людей, создавая определенные жизненные стандарты и мнения. В данном случаи СМИ способны поддерживать образуемые стереотипы в массовом сознании.
Особое внимание хотелось бы уделить именно электронным СМИ в сети Интернет. В настоящее время они стали реальными условиями и средами обитания, даже своеобразными субъектами культуры, активно воздействуя не только на облик всего общества, но и на систему чувств и представлений отдельного человека. Вопрос о влиянии электронных СМИ, оказываемых на культуру, становился предметом изучения многих авторов, однако все они приходили к одному мнению: это не отражение реальности, но лишь репрезентация.
Если говорить о роли СМИ в жизни современного человека, стоит отдельно упомянуть о постоянном влиянии, причем достаточно агрессивном. Даже не требуется пристального внимания для того чтобы разглядеть пропаганду навязываемых ценностей взглядов, привычек, форм поведения. Сегодня посредством СМИ осуществляется геноцид, прежде всего моральный и нравственный. Идет жесткая борьба за разум людей, которая отучает людей видеть реальный мир вокруг себя. Средства массовой информации определяют интересы людей, закладывая определенные стереотипы в сознании и подсознании. Так характер любой рекламы имеет потребительский, но не созидательный характер.
Стоит собственно просто взглянуть на то, как люди ведут себя на улицах, в общественных местах, и без особых исследований, очевидно, будут фигурировать агрессия, эгоизм и меркантильность. Особенно данные характеристики проявляются среди молодого поколения, которые буквально выросли и продолжают расти на тех ценностях, которые активно пропагандирует СМИ. Будь то печатные издания, телевидение или интернет.
Самыми распространенными темами информационного геноцида стали наркотики и алкоголь, войны и насилие. Эта система держит человека в информационном рабстве. Уже не одно десятилетие мнение каждого и всего общества в целом формируются СМИ. Возникает естественный вопрос: почему стала возможна такая ситуация? Массы как правило больше подвержены влияниям визуальных факторов и действиям лидеров, потому оставаясь в толпе довольно сложно остаться индивидуальностью.
Как известно «Кто владеет информацией – владеет миром», следовательно, тот, кто бездумно поглощает все предлагаемое СМИ, не владеет даже собой. К сожалению, данный вопрос становится весьма острым в нашем современном обществе, которое является буквальным отражением навязанных СМИ стереотипов и форм.
Каждый человек должен сам контролировать степень влияния негативных факторов информационного потока на свое сознание. Потому как изменить планы тех, кто информацией владеет гораздо сложнее. Несомненно, что находиться в полном информационном вакууме тоже не возможно, а отчасти и чревато, следует наполнять свою жизнь реальными событиями, настоящими встречами и живым общением. Взамен тому что происходит сейчас: электронная система СМИ просто поглотила все население в возрасте от 7 до 25 лет, которое, по сути, выпадает из жизни.
Несомненно, из каждого явления и события можно извлекать как пользу, так и вред, однако эти критерии определяются лично каждым человеком для себя.
Задаваясь вопросом, сможет ли общество выжить без СМИ, я больше склоняюсь к тому что нет, особенно глядя на современность. Но, тем не менее, говорить о том, что тот поток информации, который сейчас получает общество и каждый человек в отдельности, должен быть значительно снижен и отфильтрован остро необходимо.
Способность выбирать тот источник информации, который соответствует представлению человека о должном, и самому становиться таким же источником речи, суждений — новая черта, которая уже трансформирует облик средств массовой коммуникации. Интернет многократно усиливает эту тенденцию, позволяя по-иному решать проблему власти и авторитета, «своего голоса», давая возможность человеку говорить и быть чем-то большим, чем просто потребителем информации.