ВВЕДЕНИЕ
Правовое регулирование труда иностранных работников в России приобретает чрезвычайно актуальный характер и осложняется следующими проблемами. Во-первых, до настоящего времени Российская Федерация не присоединилась к таким основополагающим международным договорам как: Конвенция МОТ от 1 июля 1949 года № 97 «О трудящихся-мигрантах», Конвенция МОТ от 24 июня 1975 года № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения», Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18 декабря 1990 года, Европейская конвенция от 24 ноября 1977 года «О правовом статусе трудящихся-мигрантов». Во-вторых, Трудовой кодекс РФ, распространяя действие норм трудового права на трудовые отношения с участием иностранцев, не устанавливает особенности их регулирования. В-третьих, правовое регулирование процесса трудовой миграции осуществляется, как минимум, 20 Федеральными законами, 17 Указами Президента РФ, 45 Постановлениями и Распоряжениями Правительства РФ, 65 Инструкциями и Приказами соответствующих федеральных министерств и ведомств.
Целью настоящей дипломной работы является самостоятельное углубленное теоретическое и практическое исследование особенностей механизма правового регулирования трудовых отношений иностранных граждан в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
1. Исследовать соотношение терминов «трудящийся-мигрант» и «иностранный работник».
2. Определить понятие и содержание правового статуса иностранного работника в РФ с учетом положений международного трудового права.
3. Установить особенности порядка привлечения и использования работодателями труда иностранных граждан в Российской Федерации и особенности заключения, изменения и прекращения трудовых отношений с иностранными работниками в Российской Федерации.
4. Раскрыть основные проблемы правового регулирования и правоприменительной практики трудовых отношениях с участием иностранных работников, предложить пути их совершенствования.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере привлечения и использования труда иностранных работников в Российской Федерации. Предметом — Конституция РФ, международно-правовые акты универсального и регионального характера, двухсторонние международные договоры с участием России, законы и подзаконные нормативные акты РФ, международная и российская судебная практика.
Теоретической основой исследования послужили работы таких авторов как: Архипова К.Ю., Бай Н.Г., Бакшеева Ю.И., Васильев В.А., Жильцова Ю.В., Морозов П.Е., Полякова Н.B., Шитова Н.Б. и др.
Методологическую основу исследования составляют следующие методы: анализ, синтез, диалектический, формально-юридический, системно-структурный.
Структура исследования обусловлена кругом рассматриваемых вопросов и включает введение, три главы, заключение и список использованных источников.
Читать дальше
1.1 Правовой статус иностранного работника в международном трудовом праве
Процесс перемещения физических лиц через границы государств для осуществления трудовой деятельности в литературе называют по-разному, например: «международный рынок труда», «международный трудовой обмен», «международное перемещение трудовых ресурсов». В российских нормативных правовых актах используют понятие «внешняя трудовая миграция» .
Внешняя трудовая миграция – это осуществляемое в порядке, установленном нормами международного права и национального законодательства, временное, добровольное перемещение лиц в государство, гражданами которого они не являются, с целью осуществления на его территории трудовой деятельности. Также в литературе существуют и другие определения. Например, по мнению Ю.В. Жильцовой, внешняя трудовая миграция – это временное изменение места жительства для занятия оплачиваемой деятельностью в другом государстве .
В действующем миграционном законодательстве РФ к субъектам внешней трудовой миграции применяются термины «трудящийся-мигрант», «трудящийся-мигрант (или работник)» и «иностранный работник». Термины «трудящийся-мигрант», «трудящийся-мигрант (или работник)», «работник-мигрант» используются, как правило, в международных соглашениях к иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим вне пределов РФ и «добровольно переместившимся на законном основании на ее территорию с целью осуществления ими оплачиваемой трудовой деятельности». Национальное законодательство оперирует понятием «иностранный работник» , что предопределяет вопрос соотношения данных терминов.
Читать дальше
2.1 Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях
По общему правилу, согласно п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ работодатель имеет право вступать в трудовые отношения с иностранцем при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу. Указанный порядок в силу п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ не распространяется на иностранных граждан: 1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации; 2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию; 3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц; 4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования; 5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации; 6) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул; 7) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются; 8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях; 9) приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций; 10) являющихся работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, зарегистрированных в Российской Федерации в установленном законодательством порядке, в пределах численности, согласованной при аккредитации указанных представительств уполномоченным аккредитующим органом, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации; 11) осуществляющих трудовую деятельность в случае и порядке, предусмотренных частью четвертой статьи 63 и статьей 348.8 Трудового кодекса Российской Федерации; 12) признанных беженцами на территории Российской Федерации, - до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца; 13) получивших временное убежище на территории Российской Федерации, - до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища.
Читать дальше
3.1 Особенности заключения и изменения трудового договора с иностранным работником
После получения разрешительных документов для привлечения и использования иностранных работников работодатель должен правильно оформить трудовые отношения. В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.
По мнению А.С. Коротаева, распространяя действие норм трудового права на трудовые отношения с участием иностранцев, Трудовой кодекс РФ не устанавливает особенности их регулирования . Отсутствие таких норм в ряде нормативных правовых актов, с точки зрения Н.В. Витрука, нельзя расценить иначе как пробел в законодательстве . В то время как, например, в Кодексе труда Франции имеется специальный раздел «Иностранная рабочая сила и защита интересов национальной рабочей силы», нормы которого устанавливают правила доступа иностранцев к работе во Франции .
При заключении трудового договора работодатель должен руководствоваться Трудовым кодексом РФ, Рекомендацией МОТ 1949 г. № 86 «О трудящихся-мигрантах» , Соглашением СНГ от 15 апреля 1994 «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» .
Читать дальше
В действующем миграционном законодательстве РФ к субъектам внешней трудовой миграции применяются термины «трудящийся-мигрант», «трудящийся-мигрант (или работник)» и «иностранный работник». Термин «иностранный работник» можно рассматривать в качестве синонима термина «трудящийся (работник) - мигрант», применяемого в международном трудовом праве. В работе сделан вывод, что российские законодатели отказались от заимствования общепринятого в международном праве термина «трудящийся–мигрант» вследствие того, что термин «иностранный работник» отражает все признаки, установленные для понятия «трудящийся-мигрант» в международных актах.
Правовой статус иностранных работников в РФ предопределяется нормами международного трудового права. Трудовая правосубъектность иностранных работников возникает в разрешительном порядке, который обусловлен наличием возрастного критерия, а также критериев физического состояния лица и подтверждения знания русского языка, истории отечества и основ законодательства Российской Федерации.
В дипломе выявлены особенности привлечения и использования работодателями иностранных работников в Российской Федерации. К ним относятся: 1) ежегодное определение потребности привлечения иностранных работников в целях установления ограничений на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ для осуществления трудовой деятельности и разрешений на работу путем квотирования рабочих мест (должностей), а также установление допустимой доли на использование их в различных отраслях экономики; 2) разрешительный порядок их привлечения, установленный ст. 13 закона № 115-ФЗ; 3) установление специального режима привлечения отдельных категорий иностранных работников для осуществления трудовой деятельности на территории РФ; 4) высокий уровень административной ответственности должностных лиц организаций, принимающих в РФ иностранных граждан, обеспечивающих их обслуживание или выполняющих обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ, а также порядка их регистрации, оформления документов на право пребывания или проживания иностранных граждан в РФ, их передвижения в пределах РФ, изменения ими места жительства в Российской Федерации (ст. 35 закона 115-ФЗ).
Читать дальше
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // СЗ. – 2014. – № 15. – ст. 1691.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ (в ред. Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 32. – Ст. 3340.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. 02.04.2014) // СЗ РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. 05.05.2014) // СЗ РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
5. О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»: федер. закон от 18 июля 2006 г. № 110-ФЗ (ред. от 23.07.13) // СЗ. – 2006. – № 30. – Ст. 3286.
6. О внесении изменений в Федеральный закон О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 19 мая 2010 г. № 86-ФЗ // Российская газета. – 2010. – 21 мая.
7. О внесении изменения в статью 1 Федерального закона О минимальном размере оплаты труда: Федеральный закон от 02 декабря 2013 г. № 336-ФЗ // СЗ. – 2013. – № 49. – Ст. 6337.
8. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 241-ФЗ) // Российская газета. – 1996. - 22 августа.
Читать дальше