«Наш паровоз, вперёд лети!» — пели старики, стоя на паровозе и держась за перила. И паровоз летел. По небу. За паровозом летела стая собак, выстроившись журавлиным клином. Во главе клина летел Лаврентии Палыч и хрипло лаял…
Если вы думаете, что я сошла с ума — ничуть не бывало. Я тут ни при чем. Так заканчивается кинокомедия Эльдара Рязанова «Небеса обетованные».
Многие фильмы Эльдара Рязанова заставляют на некоторое время после просмотра отключиться от всего происходящего и обдумать всё то, что произошло в картине. Данный фильм не является исключением.
Одна из самых замечательных работ, которая смогла совместить в себе и грусть, и тоску, и сострадание, и смех, и умиление. Насколько грустно и неприятно в первые минуты наблюдать за положением бедных и нищих, которые живут на гроши, собранные на грязном тротуаре, которые живут в грязи и голоде… Но потом приходит понимание того, что эти люди в какой то мере счастливы. Они радуются тому, что у них есть, они радуются тому, что живут. Они есть друг у друга, всегда постоят друг за друга горой и никогда не предадут. Они добры, отзывчивы и бескорыстны.
А начинается все со свалки. Вернее, с посёлка Закат Коммунизма. Правда, режиссёр очень не любит, когда посёлок называют свалкой или помойкой, а обитателей бомжами. «Никакие это не бомжи. Картина о простых советских людях». Хотя действительно «начинал снимать фильм про исключение из общества, про очень-очень бедных людей. Но пока снимал и монтировал, уровень жизни в стране так понизился, что получилась картина про весь советский народ».
Собственно, Эльдар Александрович не против свалки вообще. Например, он предлагает отправить туда наш замечательный советский строй: «партию, её идеологию, все госструктуры, госбезопасность, разложившуюся армию. Иначе так и будем гнить… А картина о добрых, чистых, хотя очень непростых людях».
Читать дальше