Термин финансы, не смотря на кажущееся сходство, в различных научных источниках трактуется по-разному. Так, не смотря на внешнее сходство, различия в понимании финансов носят принципиальный характер. Термин «финансы» имеет латинскую основу и происходит от слова «финиш».
Вообще само понятие финансы возникло в условиях товарно-денежного обращения именно в связи с развитием государства, а также его потребности в ресурсах. Финансы выступают в денежной форме, однако можно сказать, что далеко не всякие денежные отношения можно назвать финансовыми. Сами деньги всегда являются обязательным условием существования финансов, то есть, если нет денег, то не может быть финансов.
Финансы являются особой системой экономических отношений. В процессе данных отношений и происходит формирование, а также использование и распределение централизованных фондов денежных средств для выполнения целей, задач, а также основных функций государства и обеспечения условий воспроизводства.
Можно сказать, что государственными финансами являются определенные денежные отношения, которые возникают в процессе перераспределения и распределения стоимости ВВП по поводу формирования, а также использования различных государственных денежных фондов, которые предназначены для финансирования некоторых расходов, требуемых для исполнения государством ключевых своих функций. Муниципальные финансы можно определить как денежные отношения, которые складываются между различными органами местного самоуправления, органами государственной власти, а также юридическими, физическими лицами, в процессе определенного стоимостного распределения, перераспределения национального дохода в связи с формированием и распределением, постоянным использованием централизованных различных фондов денежных средств муниципальных образований, которые обеспечивают все потребности органов местного самоуправления при разрешении экономических, социальных задач.
Государственный бюджет является централизованным фондом денежных средств, который предназначен для обеспечения выполнения государством основных функций. Государственный бюджет имеет силу закона, он является основным финансовым планом государства на текущий год. Это центральный инструмент распределения, а также перераспределения ВВП, национального дохода.
Государственный бюджет РФ принимается на один год. При этом предложение бюджета разрабатывается на основе бюджетного послания президента России и вносится правительством в Государственную думу не позднее 1 октября. Дума его рассматривает в трех чтениях: при первом утверждаются общие параметры, при втором – разделы, а при третьем – подразделы статей.
Можно сказать, что государственный кредит является урегулированной различными нормами финансового права работа государства по привлечению определенных временно свободных средств, как юридических, так и физических лиц на условиях возвратности и возмездности, а также срочности. Определенное значение государственного кредита заключается в формировании различных денежных средств для покрытия некоторого дефицита бюджета.
Ключевым результатом государственного кредита можно назвать именно государственный долг. Его можно определить как бремя, которое существенно осложняет нормальное функционирование всей экономики. Государственный долг является суммой накопленных за некоторый период бюджетных дефицитов именно за вычетом имевшихся в данное время положительных сальдо бюджета.
Можно сказать, что государственный, а также муниципальный кредит является совокупностью различных экономических отношений между государством, а также физическими, юридическими лицами, при которых различные государственные органы и органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления являются заемщиками, кредиторами и гарантами. То есть государственный, а также муниципальный кредит является отношениями, по которым РФ, а также субъект РФ или же муниципальное образование являются кредиторами или же заемщиками.
Таким образом, можно сказать, что государственные и муниципальные финансы на сегодняшний день выражают определенные экономические отношения, которые связаны с обеспечением централизованными источниками финансирования муниципального и государственного секторов экономики, особенно значимых программ развития общественного сектора и производства, предприятий и учреждений бюджетной сферы.