В возрасте от трех до семи лет интерес детей проявляется на этих уровнях. Особенность его развития заключается в том, что один уровень последовательно не заменяет другой. Они сосуществуют, но для каждой ступени характерно свое соотношение[5].
Эффективным средством развития интереса дошкольников является продуктивная деятельность. Желание дошкольника рисовать, лепить, конструировать, делать аппликации объясняется его интересом ко всему окружающему и удовольствием от самостоятельной работы. К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала.
Конструирование из природного материала относится к продуктивным видам деятельности, поскольку оно направлено на получение определенного продукта. Цели конструирования из природного материала - формировать навыки, необходимые для создания поделки, умения анализировать образец, рисунок, фотографию; дать знания о путях изготовления поделок и способах работы с природными материалами с учетом их свойств [6, с.127]. Такая специфическая направленность конструирования из природного материала отличает его от других видов продуктивной деятельности детей дошкольного возраста и вызывает огромный интерес у воспитанников.
Программа «От рождения до школы» предполагает использование следующего природного материала в конструировании для детей дошкольного возраста: овощи, фрукты, сухие листья и цветы, корни, ветки, сучки, скорлупа орехов, сухие грибы, ракушки, солома, птичьи перья, мох, трава, семена, береста и т.д. [6, с.126]. Конструирование изображения происходит путем соединения между собой природного материала для передачи основных частей и деталей изображаемых объектов.
И.В. Новикова отмечает, что важно то, что в конструировании из природного материала дети, создавая образы из природного материала, не столько отображают их структуру, сколько передают характер, выражают свое отношение. В силу этого конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественному типу, оно является эффективным средством развития интереса детей к художественно-эстетической стороне действительности, к творчеству [4, с.8].
Читать дальше
План
1. Задачи конструирования как вида изобразительной деятельности.
2. Задачи обучения конструированию из бумаги по возрастам с усложнением.
3. Содержание занятий по конструированию из бумаги.
4. Задачи по конструированию из природного материала по возрастам с усложнением.
5. Поэтапное изготовление поделок из природного материала.
1. Значение конструирования для развития дошкольника.
Конструирование, как вид практической деятельности дошкольников, направлен на получение определенного, заранее задуманного продукта.
Детское конструирование тесно связано с игрой и представляет собой деятельность, отвечающую интересам ребенка.
Умственное развитие и конструирование взаимосвязаны между собой, т.к. в процессе конструирования у детей развиваются операции анализа и синтеза.
В конструировании, т.е. в деятельности направленной на достижение реального результата совершенствуется зрительное восприятие ребенка. Оно становится более целенаправленным.
Благодаря конструированию у ребенка развиваются пространственные и обобщенные представления о предмете. Дети познают, что множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием. У всех предметов есть общие и различительные признаки. Например, к числу общих признаков дома относятся фундамент, стены, окна, двери, крыша и т.д.
Формирование такого рода представлений способствует усвоению детьми основной конструктивной зависимости - конструкция предмета зависит от ее практического назначения. Формирование таких представлений способствует развитию мышления у детей.
Кроме того, у детей формируются обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предмет, умение планировать свои действия.
Занятия конструированием способствуют формированию нравственно-этических качеств личности ребенка.
Читать дальше
Вывод.
Формирование конструктивной деятельности — важный этап в психическом развитии ребенка. Сформированность конструктивной деятельности определяет уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у ребенка. Как известно, теоретическому мыслительному анализу и синтезу предшествует практический анализ и синтез вещей в действии, то есть, формируясь сначала в практике, анализ и синтез затем становятся операциями теоретического мыслительного процесса. Именно поэтому столь серьезное значение имеет конструирование в детском саду.
Читать дальше
Конструирование из строительного материала благодаря простоте его функциональных свойств и способов начинают использовать в работе с детьми одним из первых и очень рано (с двух лет).
Принципиально важными условиями развития у детей конструкторского технического творчества являются два: первый — формирование обобщенных представлений о конструируемых объектах; второй — формирование обобщенных способов конструирования и умения искать новые конструктивные решения.
Обобщенные представления о конструируемых объектах выступают как определенная система знаний о них. Например, все мосты имеют такие общие части, как опоры, проезжая часть, перила и т.д., но в зависимости от практического использования мостов (пешеходный, транспортный, железнодорожный и т.п.) эти части могут существенно отличаться друг от друга по форме, размерам, расположению. Поэтому дети должны иметь возможность построить не один мост, а несколько разных по назначению.
Обобщенные способы формируются прежде всего при решении задач проблемного характера, которые предполагают либо поиск неизвестных (новых для детей) способов решения, либо перенос известных способов в другие ситуации конструктивного решения. Наиболее успешно это происходит в конструировании по условиям.
В связи с вышесказанным каждая предлагаемая детям тема должна быть представлена несколькими постепенно усложняющимися конструкциями одного и того же объекта (дома, мосты, горки), которые дети осваивают на занятиях в разных формах конструирования (по образцу, по условиям, по замыслу). Каждой теме необходимо посвятить несколько следующих друг за другом занятий, на которых дети осваивают варианты конструкции одного и того же объекта. При этом детям младшего дошкольного возраста основные постепенно усложняющиеся конструкции воспитатель задает непосредственно через образцы, а варианты, предназначенные для самостоятельного их преобразования, — опосредованно через условия(например, построить такой же трамвайчик, как образец, но широкий). Усложнение конструкций по каждой теме для старших дошкольников задается не через образец, а через изменение и усложнение условий, которым должен соответствовать объект (например, двухэтажный одно подъездный дом; трехэтажный четырех подъездный детский сад; пожарная часть и т.п.).
Читать дальше
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Игрушки и подарки из природного материалов. - М.:ООО Издательство «Дом.21 век», ООО «ИД РИПОЛ классик» 2013.
2. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. Для воспитателя дет.сада и родителей. – М.: Просвещение, 2012.
3. Волина В. «Загадки от А до Я» Книга для учителей и родителей. — М.; «ОЛМА _ ПРЕСС», 2009.
4. Григорьев Д.В., « Внеурочная деятельность школьников»- М., Просвещение, 2010
5. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. Для воспитателя дет.сада. – 2-е изд., - М.: Просвещение, 2013.
6. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. Изд. 2-е, доп. М., Просвещение, 2012.
7. Кобитина И.И. Работа с бумагой: поделки и игры (занятия с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста).- М.: ТЦ «Сфера»,2010.
8. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2011.
9. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 2010.
10. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2011.
11. Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя дет.сада.- М.: Просвещение, 2011.
12. Нагибина М.И. природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов. Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2012.
13. Научно-популярное издания для детей Серия «Я открываю мир» Л.Я Гальперштейн. — М.;ООО «Росмэн-Издат», 2011.
14. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду. 2-е изд. М., 2011.
15. Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги. – М.: Издательство ЭКСМО, СПб.: Валери СПД, 2010.
16. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: Кн. Для воспитателя дет.сада: Из опыта работы.- М.: Просвещение; Владос, 2014.
17. Тарловская, И.Ф., Топоркова, Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду[Текст]. - М., - 2013.
18. Туфкрео, Р., Кудейко, М. Коллекция идей [Текст]. – М., - 2014. – 192 с.
19. 30. Уроки детского творчества [Текст]/ Под ред. Силия Соломон, Моника Пфаффкерн. – Мм, - 2012.
20. Уроки детского творчества [Текст]/Под ред. М. Зеевальд. М., 2012. – 128 с.
21. Ширяева, Н. Влияние конструирования на развитие умственных способностей детей [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 10.
22. Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.
Читать дальше