Введение……………………………………………………………………………..3 I Теоретическая часть 1. Роль художественной литературы в речевом развитии детей…………….5 2. Структура занятий по ознакомлению детей с художественной литературой………………………………………………………………………………..12 3.Методика чтения и рассказывания художественных произведений на занятиях…………………………………………………………………………………….16 4. особенности методики ознакомления с художественной литературой в разных возрастных группах……………………………………………………………..20 II Практическая часть 1Конспект занятия во второй младшей группе детского сада………………22 2Конспект занятия в старшей группе детского сада…………………………24 Заключение…………………………………………………………………………29 Список литературы……………………………………………………………….30
МГУ им. Ломоносова

Ознакомление детей с художественной литературой

контрольная работа
Педагогика
25 страниц
83% уникальность
2014 год
8 просмотров
Измайлова В.
Эксперт по предмету «Развитие речи»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
1
2
3
4
Заключение
Список использованно
В настоящее время развитие речи понимается довольно широко: это работа над произношением, словарная работа, обучение правильной в грамматическом и орфографическом отношении речи; работа над предложением, связной речью, это устная и письменная речь. Объект исследования: речь ребёнка. Предмет исследования: влияние художественной литературы на развитие речи ребёнка. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена рядом факторов: социальным заказом на формирование связной речи у детей младшего школьного возраста; необходимостью улучшения качества работы педагогов по формированию связной речи у детей школьного возраста путем создания особых педагогических. Цель: собрать и обработать научно-исследовательский материал, посвященный данной проблеме. Задачи: 1. Проанализировать специальную литературу, посвященную данной теме. 2. На основе собранного материала проанализировать и охарактеризовать развитие математической речи у дошкольников. Развитие речи – процесс сложный и творческий, он не возможен без эмоций и увлеченности; это не просто обогащение памяти лексикой и грамматическими конструкциями, это развитие гибкости, точности, выразительности, разнообразия. В процессе обучения речь становится средством приобретения, сохранения и передачи знаний, средством самовыражения и воздействия; ребенок осваивает письменные формы литературного языка, что несомненно влияет и на его устную речь. В детском саду ребенок осваивает книжный стиль письменной речи, его публичной, официально-деловой разновидностью, знакомятся с учебно-научным стилем изложения. В школьном возрасте ребенку становятся доступны повествовательные (устные и письменные) высказывания с элементами описания. В старшей группе речь все более усложняется: развернутость и количество микротем возрастает. Но для прогресса требуется специальное обучение, детям прививаются навыки раскрытия темы, основной мысли, планирования будущего высказывания и т.п. У детей, обучающихся в старшей группе, можно выделить основные недостатки устной речи: Прерывистость (остановки, повторы отдельных слов, срывы начатого слова). Интонационная нерасчлененность (произношение отдельных словесных групп без необходимого интонационного различения). Отсутствие интонационной целостности текста (связано с отсутствием целенаправленности, определенного замысла высказывания). Интонационный монотон, отсутствие перечислительной, предупредительно-объяснительной интонации и т.п.). Развитие связной речи во многом зависит от окружения ребенка, и целенаправленной работы над ее развитием в первые 10 лет жизни. Цель школы – обогатить и усовершенствовать устную и письменную речь учащихся, что обеспечивается только систематической и целенаправленной работой в этом направлении. Обучающиеся получают возможность пользоваться языком в его коммуникативной функции, прежде всего на уроке, поэтому внимание учителей направлено на поиск резервов для совершенствования урока иностранного языка, на повышение его эффективности, действенности.[7] Речевая разминка (англ. warm up). Этап урока, на котором осуществляется подготовка к изучению основного материала. Включает ответы на вопросы, предварительное обсуждение темы, игровые задания. Речевая зарядка — это совокупность игровых упражнений, которые предназначаются для активизации речевого общения на уроке, создания мотива для речевой деятельности, например, активизации вопросно-ответного взаимодействия, однотипных высказываний на предъявляемые стимулы. Но речевая зарядка включает в себя речевую деятельность и речевую интенцию.
Читать дальше
Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность. В народных сказках раскрываются перед детьми меткость и выразительность языка; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают напевность, музыкальность и ритмичность русской речи. Однако полноценно воспринимается литературное произведение лишь в том случае, если ребенок к нему соответствующе подготовлен. Поэтому необходимо обращать внимание детей как на само содержание литературного произведения, так и на его выразительные средства. Не стоит забывать, что интерес к чтению можно привить лишь в том случае, если литература будет соответствовать интересам малыша, его мировоззрению, запросам, душевным побуждениям. Уже в старшем дошкольном возрасте дети способны понимать содержание, идею и выразительные средства языка, и дальнейшее знакомство с литературными произведениями будет опираться непосредственно на фундамент, который взрослые (родители, воспитатели) закладывают в дошкольном детстве. Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературного произведения. Психологи обратили внимание на особенности понимания дошкольниками художественной формы и содержания литературных произведений – это и небольшой жизненный опыт ребенка, и конкретность мышления, и непосредственное отношение к действительности. Эстетическое восприятие литературного произведения происходит в результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития. Взрослея, дети овладевают способностью анализировать литературные произведения, учатся передавать определенное содержание в единстве его художественной формы, а также в активно осваивают средства художественной выразительности.[3] Значение фольклора огромно: он оказывает и познавательное, и воспитательное, и эстетическое влияние на ребенка. Нельзя не подчеркнуть, что фольклор развивает умение чувствовать мелодику, художественную форму, ритм родного языка. Своеобразна и сама художественная система русского фольклора. Жанровые формы произведений (былин, сказок, легенд, песен, преданий, а также малых форм – потешек, частушек, загадок, пословиц и поговорок) также чрезвычайно богаты, в тоже время язык их точен, прост и выразителен. В младших группах знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте учат детей слушать стихи, сказки, рассказы. Также детей учат следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Малышей также привлекают произведения стихотворного жанра, которые отличаются ритмичностью, четкой рифмой, музыкальностью. Дети начинают запоминать текст при повторном чтении (или многократном повторении), утверждаются в чувстве рифмы, ритма, усваивают смысл стихотворения. При этом речь ребенка обогащается наиболее запомнившимися ему словами и предложениями. В средней группе детей продолжают знакомить с художественной литературой. Воспитатель обращает внимание детей как на само содержание литературного произведения, так и на некоторых особенности языка (некоторые эпитеты и сравнения, образные слова и выражения). После прочтения (рассказывания) сказок необходимо приучать детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием произведения, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения правильно сформулировать вопросы. Это нужно для того, чтобы помочь детям выделить главное – основные события произведения, действия главных героев, их поступки и взаимоотношения. Заставить ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам может заставить только правильно поставленный вопрос. При чтении стихотворений выделяют музыкальность, ритмичность, напевность стихотворений, подчеркивают образные выражения, развивают у детей способность замечать богатство и красоту русского языка. При ознакомлении детей с произведениями стихотворного жанра, необходимо помочь ребенку почувствовать напевность и красоту стихотворения, глубже осознавать его содержание. При знакомстве с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать взаимоотношения героев, общественную значимость описываемого события, обращать внимание детей на то, какими словами автор характеризует как самих героев, так и их поступки. Вопросы по прочитанному произведению должны определять понимание ребенком основного содержания, а также умение оценивать поступки и действия героев.[8] Все это оказывает положительное влияние на развитие словесного творчества детей и поэтического слуха. Речевая деятельность. Активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи и приема сообщений. [3]
Читать дальше
Задачи: Образовательные: учить составлять описательные рассказы. Развивающие: развивать у детей творческое воображение; Воспитательные: воспитывать желание работать вместе. Материал: конверт, круг белого цвета, фломастеры, предметная картинка – заяц, план-схема (для слабых детей) . Ход занятия П. посмотрите, ребята нам сегодня прислали письмо. Хотите прочитать, что в нем написано? Педагог открывает конверт. В нем лежит круг. П. что бы это значило? Хотите разгадать эту странную загадку? На что похож этот круг? (мяч, солнце, колобок, колесо, руль) А может быть это голова? Чья же это голова? (человека, медведя, лисы, зайца) П. ой, ребята, а в конверте лежит еще письмо. В нем написано, что это голова зайчика. Написал это письмо Незнайка. Только он не знает, как нарисовать остальные части и просит вас помочь, а иначе ему поставят двойку в школе за невыполненное домашнее задание. Поможем Незнайке? П. но чтобы выполнить задание, мы должны быть дружными, внимательно слушать друг друга. Неправильные ответы могут привести к тому, что заяц получиться у нас неправильный. Вы готовы к выполнению задания? Составление зайчика по описанию детей (опора на знания детей о зайце) : П. если это голова, что на ней должно быть еще? - глаза. Какие у зайчика глаза? (раскосые) -рисуем. -носик (маленький) - рот (с большими зубами) - уши. (длинные) По ходу беседы П. рисует обсуждаемое на круге фломастером. П. посмотрите, какой красивый зайчик у нас получился, но чего-то тут у нас не хватает? (туловища) -Какое оно? (вытянутое, маленькое, больше головы, пушистое,) П. рисует туловище, предает пушистость меха. П. мы все нарисовали или еще чего-то забыли? - ноги. Нет, у зайчика не ноги, а лапки. - сколько лап у зайчика? -все ли лапки одинаковые? (задние лапки длинные, а передние-короткие) - как вы думаете для чего зайчику длинные задние лапы? - а что еще мы забили нарисовать зайке? (хвост – маленький, пушистый) Вот и получился у нас с вами зайчик, ему хочется с вами поиграть. Физкультминутка: «зайка» Зайка беленький сидит и ушами шевелит, Зайке холодно сидеть надо лапочки погреть. Лапки вверх, лапки вниз на носочки поднялись, Лапки ставим на бочок, в стороны и в кулачок, А теперь в присядку, чтоб не мерзли лапки. Проблема : «где наш зайка? » * пока дети выполняли движения, педагог убирает нарисованного зайчика и оставляет только белый круг. П. что случилось, куда делся наш зайчик? Что же делать? - а вы помните, каким он был? Вспомните как мы рисовали зайчика. Все, что мы делали нужно вспомнить по порядку. Кто что-либо подзабыл, ему поможет этот план. Если вы все расскажете правильно, то наш зайчик к нам вернется. план -схема: Дети составляют описательные рассказы: У зайчика круглая голова. Раскосые глаза. Маленький носик. Рот с большими зубами. У зайца длинные уши. У него вытянутое пушистое туловище, короткие передние лапки и длинные задние лапки. У зайчика маленький пушистый хвост. 1.показ воспитателя.
Читать дальше
С целью повышения качества работы по ознакомлению детей с художественной литературой и фольклором, обучению их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, работа по развитию образности, выразительности речи и начальных форм словестного творчества – поставлены следующие задачи: 1. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке; 2. развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов. 3. воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё; 4. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения. 5. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой. Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Разработано несколько критериев: 1. идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги; 2. высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;[5] 3. доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт; 4. сюжетная занимательность, простота и ясность композиции; 5. конкретные педагогические задачи. Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений. 1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки. 2. Произведения русской и зарубежной классической литературы. 3. Произведения современной русской и зарубежной литературы. Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями. Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др. Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.[11]
Читать дальше
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста - перевертыши, небылицы.
Читать дальше
Конечно, работу по развитию активной речи лучше проводить с использованием наглядности – предметов, игрушек и картинок. Необходимо предупредить, что не всегда результаты речевой работы с малышом проявляются быстро. Не волнуйтесь и наберитесь терпения – зачастую малышу необходим период накопления новых знаний и навыков, прежде чем он начнет их активно использовать. А чтобы все-таки увидеть динамику развития речи ребенка, можно завести «Дневник развития речи», в который не только вписывать новые слова и фразы, которые появляются в речи малыша, но и даты их появления. Пролистав записи за несколько месяцев, вы сможете наглядно увидеть результаты вашего с малышом общего труда. Развитие речи малыша – дело непростое, требует специальных знаний, навыков, обучающих пособий. Но в наше время осуществить такую самостоятельную работу с ребенком в домашних условиях намного легче, чем было раньше: уже созданы и адаптированы эффективные методики развития речи самых маленьких. Для сравнительного анализа нами была проведена диагностика развития языковых средств общения детей 6–7 лет с нормой речевого развития. С данной категорией детей педагоги не использовали в работе картиннографию. Анализ результатов сформированности связной речи у детей на 2012–2013 учебный год показал: начало учебного года — 48 %, середина года — 68 %, и конец учебного года — 82 %. Динамика развития выросла на конец учебного года 34 %. Вывод: Сравнительного анализа диагностики языковых средств общения показал, что сформированность связной речи у детей с общим недоразвитием речи выше на 20 %, чем у детей с нормой речевого развития. Следовательно, использование предметной — дидактической среды с картиннографией помогает общему речевому развитию дошкольника. Для развития речи малыша огромное значение имеет первый год жизни. Именно в это время закладывается база, на которой в дальнейшем будет строиться полноценное речевое развитие. Давайте поговорим о том, каким образом можно развивать речь малыша уже в этот ранний период, с помощью каких игр и упражнений можно способствовать формированию и развитию красивой, грамотной речи. Книги по развитию речи малышей второго и третьего года жизни серии «Новый ребенок» не только содержат в себе весь необходимый материал по развитию речи, но и специально разработаны таким образом, что их может с успехом использовать не только специалист, но и неподготовленный в данной области человек. Книги по развитию речи малышей учат родителей разговаривать с ребенком на разных уровнях сложности (звукоподражания, простые слова, фразы), развивать его словарный запас, работать по картинкам, учить с ребенком потешки и стишки, применять пальчиковые игры и многому другому. Речь развивается в процессе повседневного общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Успех развития речи обеспечивается не только богатством и правильностью речи взрослого, но и растущими потребностями ребенка.
Читать дальше
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 400 с. 2. Арушанова А.Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание, 1993 г., № 10. 3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика – Синтез, 2002. –272 с. 4. Арушанова А.Г. Старшая группа: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание, 1997, № 1. 5. Баймуратова Б.Б. Методика развития речи. – Алматы: Мектеп, 1987 г. 6. Баймуратова Б.Б. Разработка уроков для подготовки детей к школе. – Алматы; 1991 г. – 203 с. 7. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981 г., 255 с. 8. Володина В. О согласовании существительного с числительным в речи детей 5-6 лет // Дошкольное воспитание, 2002 г., № 8, С. 52. 9. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. – М., 1961 г. 10. Гербова В.В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» / В.В. Гербова. –М.: Просвещение, 2002. – 158 с. 11. Дьяченко О.М., Невская П.И. Развитие речи дошкольника. –М.: Просвещение, 1990 г. 12. Запорожец А.В., Лисина М.Н. Развитие речи у дошкольников. – М.: Педагогика, 1974. – 288 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

контрольная работа
Философия
Количество страниц:
8
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Философия
эссе
Методы исследования, которые будут применяться в моей выпускной квалификационной работе
Количество страниц:
3
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Экономика
доклад
Является ли современная Россия империей?
Количество страниц:
7
Оригинальность:
70%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Политология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image