Предметом регулирования Закона являются отношения, возникающие в процессе аудиторской деятельности. Понятие аудиторской деятельности расширено в сравнении с действующим законом и включает не только проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и оказание иных аудиторских услуг, перечень и порядок оказания которых устанавливаются национальными правилами аудиторской деятельности.
Аудиторские услуги включают в себя[3]:
• проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
• осуществление обзоров финансовой информации;
• выполнение специальных аудиторских заданий;
• оказание сопутствующих аудиту услуг.
Данный перечень аудиторских услуг будет закреплен в национальных правилах аудиторской деятельности.
Понятие аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности определено как аудиторская услуга по независимой оценке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в том числе составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и их Разъяснениями (далее – МСФО) или законодательством других государств, в целях выражения аудиторского мнения о ее достоверности.
В определении аудита сделан акцент на то, что аудит представляет собой не проверку финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица с целью выявления всех возможных нарушений, а независимую оценку бухгалтерской (финансовой) отчетности с целью выражения мнения о ее достоверности, которая позволит пользователям на основании этой отчетности делать правильные выводы о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях финансового положения аудируемого лица, а также принимать обоснованные экономические решения, базирующиеся на этих выводах.
Кроме того, в соответствии с Законом предметом аудита достоверности отчетности может являться не только бухгалтерская (финансовая) отчетность, составленная в соответствии с требованиями национального законодательства, но и отчетность, составленная в соответствии с МСФО, национальными стандартами или правилами ведения учета и составления отчетности других государств.
Помимо аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторские организации, аудиторы – индивидуальные предприниматели могут проводить аудит иной финансовой информации аудируемых лиц по так называемым специальным аудиторским заданиям[4]. Их перечень в Законе не приводится, поскольку отдельные задания устанавливаются законодательством регулирующим иные сферы экономических отношений, а некоторые могут выполняться по требованиям пользователей в целях удовлетворения их информационных потребностей.
Проведение обзоров финансовой информации – новая услуга для белорусских аудиторов. В настоящий момент разрабатываются национальные правила аудиторской деятельности, посвященные вопросам, связанным с проведением обзоров.
Следует обратить внимание на сопутствующие аудиту услуги. К ним будут относиться услуги по компиляции финансовой информации и выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации. Аналогичная классификация предусмотрена в Международных стандартах аудита.
Аудиторская деятельность является исключительным видом деятельности, поэтому аудиторским организациям и аудиторам – индивидуальным предпринимателям запрещается осуществлять иные виды предпринимательской деятельности, кроме оказания профессиональных услуг по перечню, приведенному в статье 16 Закона. Эти услуги не относятся непосредственно к аудиторской деятельности и не являются аудиторскими.
Впервые в Законе определены основные принципы осуществления аудиторской деятельности, а именно: независимость, конфиденциальность, профессиональная компетентность, профессиональное поведение.
По своей сути данные принципы являются этическими, ими должен руководствоваться аудитор при выполнении своих профессиональных обязанностей. Более полное раскрытие применяемых в аудите принципов содержится в Правилах аудиторской деятельности «Профессиональная этика лиц, оказывающих аудиторские услуги», утвержденных постановлением Минфина от 19.12.2007 № 189, в основу которых положен Кодекс этики профессиональных бухгалтеров Международной федерации бухгалтеров[2].
Читать дальше
Предметом регулирования Закона являются отношения, возникающие в процессе аудиторской деятельности. Понятие аудиторской деятельности расширено в сравнении с действующим законом и включает не только проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и оказание иных аудиторских услуг, перечень и порядок оказания которых устанавливаются национальными правилами аудиторской деятельности.
Аудиторские услуги включают в себя[3]:
• проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
• осуществление обзоров финансовой информации;
• выполнение специальных аудиторских заданий;
• оказание сопутствующих аудиту услуг.
Данный перечень аудиторских услуг будет закреплен в национальных правилах аудиторской деятельности.
Понятие аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности определено как аудиторская услуга по независимой оценке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в том числе составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и их Разъяснениями (далее – МСФО) или законодательством других государств, в целях выражения аудиторского мнения о ее достоверности.
В определении аудита сделан акцент на то, что аудит представляет собой не проверку финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица с целью выявления всех возможных нарушений, а независимую оценку бухгалтерской (финансовой) отчетности с целью выражения мнения о ее достоверности, которая позволит пользователям на основании этой отчетности делать правильные выводы о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях финансового положения аудируемого лица, а также принимать обоснованные экономические решения, базирующиеся на этих выводах.
Кроме того, в соответствии с Законом предметом аудита достоверности отчетности может являться не только бухгалтерская (финансовая) отчетность, составленная в соответствии с требованиями национального законодательства, но и отчетность, составленная в соответствии с МСФО, национальными стандартами или правилами ведения учета и составления отчетности других государств.
Помимо аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторские организации, аудиторы – индивидуальные предприниматели могут проводить аудит иной финансовой информации аудируемых лиц по так называемым специальным аудиторским заданиям[4]. Их перечень в Законе не приводится, поскольку отдельные задания устанавливаются законодательством регулирующим иные сферы экономических отношений, а некоторые могут выполняться по требованиям пользователей в целях удовлетворения их информационных потребностей.
Проведение обзоров финансовой информации – новая услуга для белорусских аудиторов. В настоящий момент разрабатываются национальные правила аудиторской деятельности, посвященные вопросам, связанным с проведением обзоров.
Следует обратить внимание на сопутствующие аудиту услуги. К ним будут относиться услуги по компиляции финансовой информации и выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации. Аналогичная классификация предусмотрена в Международных стандартах аудита.
Аудиторская деятельность является исключительным видом деятельности, поэтому аудиторским организациям и аудиторам – индивидуальным предпринимателям запрещается осуществлять иные виды предпринимательской деятельности, кроме оказания профессиональных услуг по перечню, приведенному в статье 16 Закона. Эти услуги не относятся непосредственно к аудиторской деятельности и не являются аудиторскими.
Впервые в Законе определены основные принципы осуществления аудиторской деятельности, а именно: независимость, конфиденциальность, профессиональная компетентность, профессиональное поведение.
По своей сути данные принципы являются этическими, ими должен руководствоваться аудитор при выполнении своих профессиональных обязанностей. Более полное раскрытие применяемых в аудите принципов содержится в Правилах аудиторской деятельности «Профессиональная этика лиц, оказывающих аудиторские услуги», утвержденных постановлением Минфина от 19.12.2007 № 189, в основу которых положен Кодекс этики профессиональных бухгалтеров Международной федерации бухгалтеров[2].
Читать дальше
1. Гражданский кодекс Российской Федерации
2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности от 30 декабря 2008 г. года 307-ФЗ».
3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002г. 696
4. Андреев В.Д. Практический аудит: Справочное пособие - М.: Экономика, 2011. - 336 с.
5. Аудит Монтгомери /Ф.Л. Дефлиз, Г.Р. Дженик, В.М.О, Рейлли, М.Б. Хирш. / Пер. с англ. под ред. Я.В. Соколова. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2014. - 542 с.
6. Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А. Савин, Л.В. Сотников / Под ред. проф. В.И.Подольского. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2010. - 432 с.
7. Ветров А.Ал. Операционный аудит-анализ / Под ред. акад. А.Ан. Ветрова. - М.: Перспектива, 2012. - 127 с.
8. Данилевский Ю.А. Аудит: вопросы и ответы. - М.: Бухгалтерский учет, 2010. - 112 с. - (Библиотека журнала «Бухгалтерский учет»).
9. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. - М.: ИНФРА-М. 2011. - 552. с.
10. Нитецкий В.В., Кудрявцев Н.Н. Справочник аудитора. Методология аудиторской проверки некоторых аспектов деятельности предприятия. - М.: Дело, 2012. - 192 с.
Читать дальше