Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находиться, и функционирует в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.
Целью работы является изучение внешней среды организации, определение ключевых компонентов обоих сред. В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы внешней среды организации;
- рассмотреть практическую часть влияния внешней среды на функционирование организации;
Предмет работы: изучить научные аспекты предприятия. Объект работы: предприятие.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находиться в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно, эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера.
Изучение внутренней среды организации дает руководству возможность оценить внутренние ресурсы и возможности организации. Выявляя сильные и слабые стороны организации, руководство имеет возможность расширять и укреплять конкурентные преимущества и, соответственно, предупредить возникновение возможных проблем.
Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Актуальность темы обусловлена тем, что современная среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.
Читать дальше
Анализ внешней среды показывает, что она состоит из двух больших совокупностей:
1. макроокружения (воздействие косвенное);
2. микроокружения (воздействие прямое).
Зачастую, характер макроокружения неспецифичен и создает общие условия деятельности организации (предприятия) во внешней среде.
Анализ внешней среды предприятия показывает, что само предприятие практически не имеет возможности взаимодействовать с элементами внешней среды. Косвенное влияние внешней среды сказывается на деятельности предприятия лишь в перспективе. При прямом воздействии, непосредственно, факторы оказывают влияние на деятельность организации, и при этом сама организация может активно взаимодействовать с элементами этой среды [6, с. 57].
К основным элементам среды прямого воздействия относятся: - потребители; - поставщики и посредники; - конкуренты; - профсоюзы; - законодательство; - государственное регулирование. Анализ внешней среды, внутренней среды, в которых находится и функционирует организация (предприятие), представляет собой исходный процесс стратегического управления. При его осуществлении используются различные методы и модели, направленные на изучение среды (внутренней и внешней) организации (предприятия).
В частности, СТЭП анализ направлен на изучение среды, воздействующей косвенно. Методы ЛОТС и ГАП, фактически, это тот же самый анализ внешней среды. Они позволяют организации приспособиться к требованиям внешней среды и сократить разрыв между тем, чего хочется добиться, и тем, что есть на самом деле.
Метод ПИМС позволяет установить количественное влияние маркетинговой стратегии на прибыль. Матрица Мак-Кинси помогает оценить, насколько привлекательным является рынок, стратегическое положение фирмы на этом рынке, на основе чего, даются рекомендации по стратегии действий. С помощью модели Мак-Кинси можно анализировать внутреннюю среду организации, на основе чего предлагаются рекомендации по изменению элементов среды внутренней в процессе реализации стратегии.
Маркетинговая стратегия должна работать по плану, который расписан с указанием точек контроля и этапов реализации. Если возникает отклонение от плана, значит, предприятие отклонились от своих целей или же маркетинговый план неточный. - наличие системы контроля маркетинговых действий [11, с. 86].
Для поддержания стабильности и развития субъекта хозяйствования необходимо регулярно осуществлять анализ маркетинговой среды предприятия. Маркетинговая среда состоит из макросреды и микросреды, очень важно использовать максимальное количество информации, которая доступна подразделению маркетинга. К факторам макросреды относятся:
а) политико-правовые факторы - политическая стабильность, законодательная база осуществления бизнеса, степень регулирования экономики государством, особенности налогового законодательства;
б) экономические факторы - покупательная способность населения и уровень доходов, уровень инфляции, доступность заемных средств (кредитов), уровень потребления, сущность оптовой торговли, насыщенность рынка товаров;
Читать дальше
На деятельность любого субъекта хозяйствования оказывает влияние внутренняя и внешняя среда организации, с помощью которой осуществляется определение действий, а также пути их функционирования на долгосрочный период. Все это напрямую зависит от способности субъекта адаптироваться к некоторым ожиданиям и конкретным требованиям окружения. Итак, сегодня известны два подвида данного понятия: внутренняя и внешняя среда организации.
Это необходимо для своевременного использования дополнительных возможностей и приобретения предприятием некоторого внутреннего потенциала. Также определение слабых мест способствует предотвращению усугубления угрозы и опасности. Внутренняя и внешняя среда организации находятся в тесной взаимосвязи между собой. На их показатели оказывает существенное влияние экономическое состояние общества, которое отображает уровень доступности денежных и трудовых ресурсов, а также величину процентной ставки на вложенный капитал. Нельзя забывать и о ценах на сырье, материалы и услуги.
Существуют политические факторы, которые находятся в некоторой зависимости от правящей партии в государстве. Также немаловажную роль в данном вопросе играет политика Президента и наличие (либо отсутствие) военных действий.
Разновидностью внешнего окружения является культурная среда, к основным элементам которой можно отнести собственно культуру, образование, религиозные традиции и нравственные нормы. Внутренняя и внешняя среда организации объединяют в себе различные факторы, проявляющиеся независимо от осуществления деятельности субъекта хозяйствования с оказанием существенного воздействия на него. Так, к внешним факторам могут быть отнесены элементы непосредственного воздействия, способные оказывать прямое влияние на деятельность организации.
Читать дальше
1. Аналоуи Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий. М.: Юнити-Дана, 2011.
2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Гардарики, 2009.
3. Виханский О.С. (2 Издание) Стратегическое Управление. Москва 2010: Гордерике стр. 58-89
4. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Омега-Л, 2009.
5. Глудкин О.П., Горбунов И.М., Гуров А.П.,.Зорин Ю.Б Всеобщее Управление Качеством Москва, 2008
6. Гражданский Кодекс Российской Федерации. М.2009.
7. Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли : учебник для студентов высших учебных заведений / Л. П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2011.- 593 с.
8. Завгородняя А.А., Ямпольская Д.О. Маркетинговое планирование. – СПб.: Питер, 2009.
9. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2009.
10. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Учебник. – Мн.: НПЖ «ФУА», ЗАО «Экономпресс», 2009.
11. Коммерческая посредническая деятельность на товарном рынке: учебное пособие / А.В. Зырянов [и др.]; под. ред, А.В. Зырянова. - Екатеринбург, 2011.-416с.
12. Константинов Г.Н. Современная конкуренция и новые задачи менеджмента (лекция семинара в рамках Высшей Школы Экономики). Иркутск, 2012.
13. Лютенс Ф. Организационное поведение (Издание 7). Москва: Инфра – М.,2011.
14. Медведев В.П Основы менеджмента. В 2-х т. Учеб.-метод. пособие. М.: ИКК «ДеКА», 2009. Т.2.
15. Менеджмент: Учеб.-метод. комплекс для студентов заочной и дистанционной форм обучения / Авт.-сост. Л.П.Ермалович. – Мн.: ФУСТ БГУ, 2009.
16. Мильнер Б.З Теория Организаций. Москва: Инфра – М. 2010
17. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о », 2012.-1012с.
18. Тарбеева Е. М. Оцениваем рентабельность финансово-хозяйственной деятельности компании. // Главбух. – 2010. - №2. – с. 15
19. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент.М.2011.
20. Эффективное Управление Российскими Компаниями. Разработка стратегии развития, 2012.
Читать дальше